Уроки письменноречевой деятельности.
Письменная речь тоже является глобальной способностью, открывающей перед Ребёнком широкие возможности для его многогранной духовной, культурной и познавательной деятельности, для обогащения общения. Если не выращивать и не развивать её с помощью целенаправленного содержания и методики, то тем самым можно задержать в Ребёнке другие возможности, которые могут раскрыться с помощью письменной речи. Но письменная речь не есть устная речь плюс навык письма, как часто думают многие. Письменная речь настолько труднее устной, что разница в речевом возрасте детей составляет 6-8 лет. Это речь без звучащей стороны, без собеседника, на высокой ступени абстракции. "Письменная речь в той же мере труднее устной речи, в которой алгебра для ребёнка труднее арифметики. Письменная речь - алгебра устной речи. Благодаря ей человек познаёт самого себя, свой внутренний мир. Учитель должен довести до детей, что это очень важное, серьёзное дело."
Выращивание и образование письменноречевой способности у детей решается на базе специфической программы и методики, где некоторые пункты едины для познавательного чтения и письменной речи:
овладение способом структурного анализа звукового состава слова и его графического изображения с помощью условных знаков;
квазиписьмо отдельных слов и предложений;
квазиписьмо предложений о собственных впечатлениях, переживаниях, интересах, мироощущении;
письмо рассказов по картинкам;
развитие умений: задерживать мысль в голове при её изложении на бумаге; подбирать слова для точного, .образного выражения мысли; строить правильные конструкции предложений; размышлять письменно; править текст; чувствовать необходимость определённой стилистики;
письмо сочинений на свободные темы (особый методический ход – запись "облаков"-мыслей на отдельных черновых листочках), сочинение рассказов, сказок, стихотворений, басен;
множество форм работы над текстом (составить рассказ по данному заглавию и группе предложений; заполнить рассказ, в котором даны только начало и конец; оживить и передать образно какое-либо скудное содержание; провести стилистическую, орфографическую, пунктуационную правку текста...);
выпуск книг с собственными произведениями;
запись дневников;
выпуск газет;
письмо отзывов, рецензий; письменные размышления о себе, о близких, о явлениях жизни;
письма к Друзьям и близким;
написание докладов для школьных "научных" обсуждений и так далее.
Время написания не ограничивается, разрешается домашняя доработка.
Первые свои плоды письменноречевая способность дает в феврале-марте 1-го года обучения, когда дети в состоянии написать маленькие рассказы о своих впечатлениях, отношениях, радостях, огорчениях. В конце 1-го класса эта способность уже находится в стадии активного созревания и функционирования.В дальнейшем содержание письменной речи расширяется и углубляется. Она часто направляется на познание Ребёнком самого себя, на оценку своих взаимоотношений с близкими, с друзьями, с действительностью, на совершенствование своего характера. С помощью письменной речи дети размышляют о разных волнующих их проблемах, философствуют, мечтают, занимаются литературным творчеством.
Вокруг Ребёнка создаётся читательская среда: ребята, учителя, близкие люди проявляют интерес к его книгам, сочинениям, докладам, газетам» читают их, высказывают своё мнение. Это читательское окружение и отношение делает мотив письменноречевой деятельности для Ребёнка актуальным.
Уроки письма заряжаются творческой атмосферой, воцаряется тишина, которая не нарушается даже учителем; в иных случаях вместе с детьми сочинение пишет учитель, потом дети обсуждают его работу.
Такие виды письма, как диктант, списывание, письменные ответы на вопросы, письмо заученных текстов, пересказ "своими словами" и другие ограничены и приобретают служебную роль, как неэффективные для развития самой письменной речи. Письменноречевая деятельность есть форма проявления, развития и утверждения личности в Ребёнке, а эти виды письма далеки от такой цели.
Вот с сайта нашей школы
