Lesa » Пн 17 окт 2011, 13:58
Диез
Диагностика нужна для того, чтобы точнее понять какие сложности у ребенка, и на что следует сделать акцент. Хотя по большому счету и так видно с каким функциональным блоком надо работать. Если ребенок истощается, много болеет, есть мышечные тонусы и т.д., то очевидна необходимость работы с первым блоком. А если ребятенок не может слушаться, проблемы с контролем, то явна нужно поработать с третьим блоком. Кроме того всегда ориентируешься на то, что берет ребенок, а что нет. Идешь от простого к сложному. Если упражнение легко получается, то даешь посложнее. А можно понять через диагностику какого уровня упражнение ему необходимо. Но в конечном счете ориентируешься на то как берет программу ребенок. Диагностика больше нужна в когнитивке. Что у ребенка страдает: соматогнозис, или слух, или зрительное восприятие. Даем ему соответствующие упражнения. Так как чуть-чуть когнитивки есть в психомоторной части, то желательно сделать диагностику. Но опять же можно путем проб и ошибок. Стандартный тест в диагностике - перечеркнутые изображения. Если ребенок не справляется с ними, то понятно надо эту функцию тренировать. А можно дать в качестве задания что-то и обнаружить сложности. Диагностика может выявить очень специфические проблемы, а затем они хорошо корректируются когнитивными, логопедическими, дефектологическими занятиями. Просто на диагностике может неожиданно вскрыться какая-то проблема. Хотя по большому счету для психомоторной коррекции это не так уж важно.
Вторая функция диагностики - отслеживание изменений. Родителям показывают, что ребенок вот это не мог делать, а теперь может. А то столько труда вкладываешь, а результаты не понятны. Ну и как-то все серьезнее выглядит когда вначале диагностируешь, а потом работаешь. Обычно про ребенка все понятно минут за 10-15, а остальное антураж для родителей. Они же должны видеть, что деньги отрабатываются. Кроме того при тщательной диагностике могут быть случайные находки.
В принципе если ребенок нормальный, то можно просто поговорить, расспросить жалобы, дать парочку проб и приступать к коррекции. Программы очень похожи друг на друга и основной критерий как берет ее ребенок. Кому-то дашь упражнения глаза сразу на всех уровнях, а кому-то только на одном.
Сама диагностика состоит из различных заданий. Например, говорят несколько слов и просят их запомнить. Или показывают 2 картинки и просят найти отличия и т.д. Для диагностики нужен один человек. Остальные могут присутствовать просто так. Ну, или дополнительно наблюдать, ассистировать, учавствовать в "мозговом штурме".
У Эллы замечательные занятия, но они не дают такого эффекта как нейропсихологическая коррекция. Нет системы, нет принципа замещающего онтогенеза (упражнения идут строго в последовательности как развивается мозг, например вначале все упражнения выполняются лежа, потом сидя и, наконец, стоя), нет наработки автоматизма (для этого необходимы занятия каждый день), нет правильного распределения нагрузок между тремя блоками. Многие Эллины упражнения можно использовать для психомоторной коррекции. Надо просто знать что и когда давать. Эллины упражнения нарабатывают общий двигательный репертуар, соматогнозис, работают с психологическими сложностями (страхи, агрессия), немного на третий блок (игры по правилам, сумасшедший заяц). Психомоторная коррекция не заменяет мягкую школу, она про другое. Перекрестные движения прекрасно нарабатывают межполушарные связи. Это у вас после коррекции наработается 100%. Просто делать их желательно по принципу замещающего онтогенеза и каждый день. Если делать только их в большом количестве, то межполушарные связи будут формироваться в ущерб другим областям мозга. Поэтому важным является весь комплекс, а не какая-то отдельная его часть. Перекосы всегда плохо сказываются.
По поводу креативной части. Я много лет занималась актерским мастерством. У нас было и сценическое движение, и сценическая речь, и импровизация и т.д. Так вот мы очень часто делали упражнения, которые я впоследствии нашла в нейропсихологической коррекции. Я их жутко любила. Мы делали бессистемно, не каждый день, но довольно часто и если помножить на количество лет получается прилично. Я думаю, что актерам их не просто так дают, что-то улучшается. И актерское мастерство в том числе. Но в психомоторной коррекции нет свободы. Ты будешь делать то, что предложил психолог и так как предложил психолог. Играть будем по правилам психолога. Все упражнения делаются по команде. Это не просто так. Таким образом формируется лоб, а через лоб организованность, структурность, сила воли, умение достигать цели. Нейропсихологическая коррекция учит слушать себя (все время отслеживаем свои ощущения, эмоции и т.д.). Но вот свободы передвижения там нет. Нет спонтанного, аутентичного движения, необходимого для творчества. Нарабатывается только навык отслеживания себя: мне это нравится, а это нет. Так, что как промежуточный этап для аутентичного движения психомоторка может быть. У Эллы никогда не заставляют делать упражнения. В нейропсихологической коррекции заставляют. Вначале мотивируют, заинтересовывают, обещают похвалу, а если не помогает, то палками (холдинг). Те специалисты, которые работают со сложными детьми первое время ходят в синяках, так как физически заставляют своих подопечных подчиниться. Но простого ребенка обычно можно мотивировать. У Элки сложные дети просто ничего делать не будут. Это к вопросу о творчестве и свободе. Вообще же происходит наработка пространственных представлений, восприятия, а все это активирует правое полушарие. Межполушарка позволяет работать мозгу едино, так что креативность должна повыситься.
Метод нейропсихологической коррекции был придуман ведущими нейропсихолгами. Начиная от Лурии и заканчивая непосредственным автором Семенович. Весь метод имеет глубокую научную основу.
София родилась 1 июня 2007.