leysly, мне очень приятно

Просто мы понимаем друг друга, нам проще
Ты правильно мысль мою уловила, мы в одном направлении думаем.
Соль писал(а):вот именно, но ассоциация, на мой взгляд, совершенно неправильная, вот это я и назвала "перестарались" - до такой степени, что любовь перепутали с гордыней и эгоизмом
Просто в русском языке это одно слово с разным смыслом, и эрос , и любовь к детям, и к Родине. В греческом пять или шесть значений. А кто перестарался, я не понимаю?
Соль писал(а):Сахарок (Лана) писал(а):Нам заповедана любовь к Богу, к людям, к себе. Но не нужно ставить зависимость любви к людям от любви к себе. То есть не обязательно начинать с любви к себе, как часто здесь говорят. Можно начинать с любви к людям, это просто другой путь. И он реален, им шли многие люди.
вот кажется мне, что тут опять - совсем не про любовь, или я не понимаю, о чем ты, каких людей имеешь в виду? какой путь?
Об этом вся православная аскетика. Мне кажется, что проще разговаривать на примерах. Потому, все разное вкладывают в понятия любовь к себе, нелюбовь к себе.
Я в контексте темы поясню, что я имею в виду.
Вот я стала считать себя православной христианкой. У меня есть Евангелие, заповеди, святоотеческая литература, духовный наставник, церковь с ее таинствами.
Есть проблема - отношения с папой. Раньше я все копала себя до рождения, все искала причины любви=нелюбви, к себе, папе, людям. Что-то прояснялось, но все равно спокойных отношений не было, часто спорили, обижались, ругались.
Тут у меня есть заповедь, пятая, о почитании родителей. Я ее должна выполнять, раз христианкой назвалась. То есть внутреннего понятия и ощущения у меня нет, как это должно быть. Просто знаю, как нужно. Бог велел.
И я начинаю понуждать себя к ее исполнению, просто потому, что Бог велел, не задумываясь как, что почему, потому что - Бог. Всеми силами стараюсь промолчать, где могу, не вызывать папу на конфликт, не дуться на него, не осуждать, не жаловаться долго мужу на несчастное детство и т.д и т.п. Параллельно живу жизнью православного человека - молюсь, исповедуюсь, причащаюсь, хожу в церковь, советуюсь с батюшкой, читаю Святых отцов, пытаюсь соблюдать посты.
Сначала трудно, постоянно срываюсь, укоряю себя, впадаю в уныние, отчаяние, но не отступаю.
И тут в какой-то момент я ловлю себя на мысли, что а мы-то с папой давно не ругаемся, и общаемся нормально, и даже скучаю по нему, видимся чаще и т.п. То есть понуждение себя к соблюдению заповеди стало навыком, то есть привычкой так общаться с отцом.
И чем дальше, тем больше, это становится естественным, понуждение уходит, приходит ощущение, как это приятно быть в мире с отцом, родственниками.
И теперь, даже когда благодать отступает, и впадаешь в свои ужасные состояния, то уже знаешь и помнишь, как должно быть, как на самом деле хорошо. И не задерживаешься , как раньше, в своих обидках и недовольствах, а всеми силами стараешься опять обрести это состояние.
Сейчас читаю Авву Дорофея - один в один описывает этот путь. Через понуждение исполнения заповедей, к привычке, а потом к естеству. Вообще всем его советую, тончайший психолог и очень просто читается ( у меня, правда, с ятями).
Что касается цитаты. Все верно, Оль, это можно сказать одна заповедь - любовь к Богу, людям, себе. И поэтому сужать ее до любви к себе - это замыкать ее, делать источником любви только себя, считать себя мерилом этой любви. Но Лена права, слишком слово "любовь" сейчас неоднозначно воспринимается.
Мне бы с примерами
