Меня конечно больше интересовало не то, как заставить годовалого сидеть во время стрижки, а традиция первой стрижки на 3 года
Раз тема остается без ответа, решила сама посмотреть по яндексу и копнуть рожановские записи.
Итак,
1)
Волосы. Раньше был обряд ритуального пострига. Если ребенок прожил в семье год и выжил, значит он решил остаться с ними. После года его посвящали в семью, постригая определенным образом, перевязывали красной ниткой состриженный пучок волос и хранили его до совершеннолетия. Если нечего было стричь в год, то стригли в 3 года.
Это было до тех пор, пока в 19 веке не завелась тифозная вша. Обряд совпал с гигиенической процедурой.
Обряд наложился на гигиеническую процедуру и всех детей подряд брили наголо уже в наши дни.
Для ребенка, брить на лысо – это стресс. И волосы лучше расти от этого не будут. Это можно сделать, если есть плешины (местами не вскрылись луковицы). Волосы могут расти не равномерно – где-то пусто, где-то густо. Челка, способствует развитию зрения (это как лечебные очки с дырочками). Поэтому Рожана не рекомендует стричь вообще. Когда волосы отрастут, их можно убирать за уши.2)
Давным-давно, в стародавние времена существовал обряд инициации. Мальчики и девочки, которые рождались в поселениях, считались бесполыми существами. Жили они, жили, считались стихийным бедствием. Их не стригли и вообще ничего им не делали. Доживали они до года, и их приобщали к семье. Потому что считалось, что ребенок – это такая сущность, практически душа, которая очень мало привязана к телу. И в годовалом возрасте считалось, что она, наконец, тело более или менее обретает, и ее нужно приобщить к семье. Если у нее были волосики – у этой души – к этому моменту, тогда осуществляли ритуальный постриг и состригали прядочки по бокам, крестообразно. Вот постригли его таким образом и отпустили на волю вольную. Опять никто его не трогал.
И так он и ходил себе. Косы девочкам не заплетали, мальчикам волосы не стригли и не подбирали никак. Вот они как бегали лохматиками, так они и бегали. До 5–6 лет. И, в зависимости от рода-племени, в 5 или 6 лет проводили обряд инициации, то есть посвящали их в живые. Считалось, что у ребенка бесполый период закончился, и он входит в семью как мальчик или как девочка. То он стал живым в годовалом возрасте (а у некоторых – в трехгодовалом возрасте), а в 5–6 лет он приобретал пол. И мальчиков стригли, а девочкам косы заплетали, и одевали их в одежду по половому признаку. И с этого момента они расходились на две половины – на мужскую и женскую.
Христианство очень много взяло из этих обрядов. Вообще все религии вышли из предрелигии и несут ее черты. Таким образом, это было, и было это замечательно, потом в какие-то религиозные течения эти моменты вошли. И вот дожили они до 19 века. И завелась в 19 веке тифозная вша. И стала она косить народ. И все очень переживали за деток. В волосах-то ее не найдешь! А если побрить налысо, то она замечательно ловится. И стали они всех брить. На всякий случай. Вместо пострига. Вот так они дожили до 20 века, и пока они весь 19 век брили детей, они подзабыли, что это они такое делают. И поэтому стали говорить, что в годовалом возрасте ребеночка надо побрить. Просто. Уже тифозную вшу побороли, но память уходит, поэтому так и стало происходить. И уже никто не помнит, зачем и почему; мы просто говорим, что старые люди так делали.
На самом деле бритье головы никак не влияет на рост волос. Там были эстетические соображения, когда стригли просто ровненько волосы. Потому что у деток очень часто волосы растут неодинаково. Особенно у девочек неприятно, когда вот здесь такая плешечка, а здесь такие пейсики болтаются. Или когда у мальчика головка тут лысенькая, а тут чубчик, как у казака. Поэтому можно, конечно, постричь и привести в порядок, чтобы голова была симпатичная. Потом, есть еще такой момент, когда не вскрываются все луковицы. Волосики тоненькие, не все луковицы могут прорасти. Поэтому чтобы облегчить им процесс прорастания, если волосы очень редкие, тогда брили. Говорят, что если побрить, волосы гуще станут. Но сколько луковиц есть, столько и есть – их от бритья не прибавляется. Но за счет того, что побрили, нарушили слой кожи, смогли волосы прорасти. Вот и стало гуще. В интернете по теме нашла только подробное описание ритуала у евреев, если интересно
http://www.chassidus.ru/library/halacha ... ir/136.htmТ.е. по сути так ничего и не нашла: как стричь, где стричь, праздник это или обыденность? Очень интересует, что на эту тему говорит Рожана.