Писала, писала - все пропало((((
Хотела поделиться нашим опытом и своими выводами - может кому пригодится.
Во-первых, я считаю, что желательно заниматься с ребенком (думаю всем детям это будет полезно) артикуляционной гимнастикой - нам логопед посоветовала в 4 года, но я поленилась
.
Во-вторых, вопрос когда идти к логопеду зависит от того, когда идете в школу или захотите научиться читать. Т.е. до школы лучше поставить звуки, иначе могут возникнуть проблемы с чтением.
В-третьих, область логопедии шире, чем постановка звуков - ребенок развивает фонематический слух, учиться выражать мысли, увеличивает словарный запас, учится правильно строить фразы, учится брать ответственность за правильность речи, что ли. К нашему логопеду иногда водят детей-младших школьников для исправления проблем с чтением.
У моей старшей (сейчас ей 13 лет) была проблема с чтением, связанная так думаю с нарушением фонематического слуха - это что-то связанное с восприятием, пониманием и воспроизведением читаемого материала. На практике проявлялось - либо не монимает что читает, либо читает совсем не то, то в книжке написано. Трудности были и с пересказами. Побились мы с ней тогда!
У моей младшей много звуков ставить надо было (половину поставили) - штук 6: ч,ш,щ,л,р...не помню все. Короткая уздечка, очень слабый язычок, не справляется с произношением - думаю, это врожденное. На ГВ были 4 года.
Занимаемся с 5,3лет - сейчас нам 5,9. Логопед хорошая, заниматься доче нравится, а еще больше нравится, когда начинает получаться выговаривать тот или иной звук. В 5,5 дочь загорелась изучением букв, чтением. Но мы столкнулись с невозможностью этого - какое обучение, если она звуки неправильно выговаривает? как же она их идентифицировать будет в печатном виде? Сейчас мы продолжаем учиться читать по букварю Жуковой - он мне нравится, построен на логопедических принципах, по нему легко учиться читать. Все - по инициативе дочи. Пока ей не надоело.))
Мне удивительно то, что разным детям один и тот же звук наш логопед может ставить разными способами. Даже у нас, один звук ставит разными упражнениями - на каждом этапе тренировки язычка и освоения звука смотрит что не получается и корректирует, назначая другие упражнения. Сложно описать. Поэтому, думаю, что если есть проблемы со звуками - лучше живые уроки со специалистом. Есть еще нюансы. Наша логопед категорически просит нас заниматься только перед зеркалом, чтобы ребенок выдел свою артикуляцию. Не знаю - общее это правило, или нет, но я прочувствовала весь эффект этого.