А мотивация - это может самое важное в жизни.
В большинстве случаев проблема мотивации - это проблема 3-го блока (программирования и контроля, или передних отделов коры). Когда ко мне раньше приходили детки с проблемами мотивации (не хотели выполнять задания) и неумением выстроить свое поведение, я им давала упражнения из той же Семенович. Ведь большинство ее заданий - это подчинение довольно-таки сложным инструкциям. По идее такие штуки должны бы были тренировать именно 3-й блок. В детской нейропсихологии основной способ коррекции - это тренировка слабого звена (в намного меньшей степени - это выстраивание компенсаторных стратегий и обеспечение предпосылок работы слабого звена).
Но чем больше даешь таких упражнений, тем больше сопротивления получаешь. Попытки давать более простые задания, более разнообразные, с игровыми приемами тоже проваливались. Деть начинал торговаться, выкаблучиваться, ну все что угодно. Происходила тренировка сопротивления, умения манипулировать, но никак не программирования и контроля. Я сейчас опускаю вопросы психологической полезности подобной практики и ее влияние на развитие личности. Поскольку моя задача как нейропсихолога была все-таки активизировать этот третий блок, то оставалось два выхода - либо выставить очень жесткие рамки, либо заниматься тем, что хочет ребенок. Тогда мне казалось, что надо идти по первому пути, так как второй - это пустая трата времени и денег родителя. На самом деле, далеко не все дети так реагировали, в первую очередь "передне-правые", т.е. с сильным дефицитом лба и правого полушария (те, у кого одновременно и с пространством плохо, и с соблюдением правил плохо).
Так мне оставалось и непонятным как вытащить это "подчинение" из ребенка гуманными способами. На самом деле это "подчинение", это умение заставить себя сделать что-то, - одно из важнейших умений. В психологии она называется произвольностью, но когда работаешь с такими сложными детками, все время хочется назвать эту произвольность умением подчиняться, умением сознательно класть голову на плаху. Ведь произвольность - это основа свободы: я могу делать что-то несмотря на головную боль, скуку, шум вокруг. А в моем случае это был скорее отказ от собственных желаний, своего Я. Типа, приходишь в школу, хочется побегать, погулять на улице, а ты заставляешь себя сидеть за партой и слушать нудную училку. Обычная практика, обычный путь развития произвольности (или умения подчиняться?).
С этими вопросами я ушла в декрет. И, наконец, до меня дошла одна простая вещь. Вся детская психология нам твердит, что игра - это ведущая деятельность дошкольника. Игра подразумевает собственную активность ребенка, когда он сам разворачивает свою деятельность. Это не игровой прием, навязанный сверху, игра идет изнутри, из самого ребенка. Что такое ведущая деятельность? Ведущая деятельность - это та деятельность, в которой ребенок больше всего развивается, из которой вырастает наибольшее количество его умений. И опять же вся детская психология нам упорно твердит, что самое главное, что тренирует игра - это
произвольность! Не воображение, не интеллект, а именно произвольность (ну, воображение с интеллектом тоже, конечно, но не в такой степени). Чтобы ребенку играть в маму он должен подчиниться правилам - ухаживать за дочкой, он не может ее бросить, ударить и т.д. Но самое главное, что это подчинение правилам (а значит это уже произвольность) вызывает дикий восторг у ребенка! Как говорил Выготский игра - это "правило, ставшее аффектом". Короче он получает массу удовольствия от того, что играет, а чтобы играть надо подчинить себя правилам, и делает он это по собственному хотению, по собственному велению. Вроде довольно известная мысль, прописанная во всех отечественных учебниках, но она как-то прошла мимо меня. Получается, что надо было тогда заниматься с ребенком "ерундой", "пойти у него на поводу" и создавать условия для игры. Это бы и тренировало его произвольность. А когда ее бы стало побольше можно было бы перейти и к игровым приемам. А может быть и не надо бы было, итак бы все сформировалось.
Насколько мои нынешние представления будут работать и с какими сложностями я встречусь на практике, создавая условия для игры - не знаю. Но пока такие вот мысли. Может кому пригодится.
София родилась 1 июня 2007.