http://navse-100.ru/forum/topic/958Александр Лобок о воспитании, границах, психологии и пр.
Цитата:
Александр Михайлович, а что делать с непослушным ребенком? У моей подруги мальчику 4 года - он ее не слушает совсем, а как хочет ею так и вертит. Она пытается с ним договариваться, но это не помогает. Даже если он согласится на что нибудь, то потом когда получит желаемое, обязательно обманет и свою часть договоренности не выполнит. мама для него уже совсем не авторитет, а отец ушел из семьи, когда ребенку не было и года. Есть ли какие то способы заставить ребенка слушаться маму и вообще взрослых?
Прежде всего хотелось бы одним глазком посмотреть на мамину стилистику общения с ребенком. Очень похоже, что мама на каком-то уровне сильно не уверена в себе, и это одна из причин, почему она не умеет строить границы, не умеет ставить ограничители.
Скорее всего она постоянно смещает границу ограничений. И в результате у ребенка вырабатывается стойкая уверенность в том, что границ-то на самом деле и нет.
И это, признаться честно, типичнейшая и распространеннейшая родительская ошибка.
Однако сами родители, как правило, просто не замечают этого - и в результате развивается синдром "маленького тирана", манипулирующего взрослыми. И при этом взрослые, как правило, не только не подозревают, что в этом их прямая вина, но и,естественно, сами никак не пытаются откорректировать свою педагогические стратегии. Пример, который приводите Вы, весьма показателен: с капризничающим ребенком сначала "пытаются договориться"(?!), а когда это, естественно, не получается, сами взрослые начинают на этом ребенке срывать зло и раздражение.
Круг замыкается.
Александр Лобок
Цитата:
Я с вами согласна - многие проблемы возникают из-за отсутствия четких границ дозволенного. Но чтобы выстроить их родителю требует железный характер и много свободного времени, которое он может полностью посвятить ребенку. А если всего этого нет? Это в теориии все легко - установил для чада запреты и соблюдай их. Но как их соблюдать? Какими методами дествовать - об этом нигде не написано. Приходится полагаться только на свою интуицию и свое понимание ситуации. А это понимание может прийти не сразу, и часто оно приходит слишком уж опосля...
Вы совершенно правы: вся настоящая педагогика это и есть ИСКУССТВО ИНТУИЦИЙ. А вовсе не "сумма технологий". И те родители, которые это понимают, как раз и успешны.
Вместе с тем, совершенно не соглашусь с Вашим пониманием "теории". Легко - только в глупой теории. А чем теория глубже, тем точнее она отражает реальность.
И потому качественная теория никогда не дает универсальных технологических рекомендаций "на все случаижизни", а занимается анализом каждого конкретного случая. Потому что прдметом серьезной психологической или педагогической теории как раз и является человеческая индивидуальность, человеческая неповторимость.
Поому-то и требуется всякий раз ИНДИВИДУАЛЬНОЕ консультирование. Потому-то и не найдете Вы нигде В СЕРЬЕЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ универсальных педагогических методов как волшебных ключиков, которые универсально подойдут к любому ребенку и к любому родителю.
Глупость это полная - про такие "волшебные ключики".
И Вы совершенно правы: основа педагогики - ОПЫТ.
Но если Вы хотите, чтобы Ваш опыт вовспитания ребенка был по-настоящему продуктивен, необходима щепотка мышления. И, если возможно, все-таки диалог с профессионалом.
Но при этом имейте в виду: что помощь профессионала будет только тогда эффективна, когда Вы сумеете достаточно подробно и детально (а не общими словами!) описать те или иные ситуации из жизни Вашего ребенка. Потому что вся суть педагогики - вовсе не в общих Ваших установках, а В СУММЕ ДЕТАЛЕЙ.
Кстати говоря, чтобы "выстраивать границы" от родителей требуется вовсе не какой-то "железный характер", а просто-напросто какая-то элементарная последовательность в своих действиях и ограничених. Ребенок же с самого раннего возраста чрезвычайно внимателен к правилам, которые вводят окружающие его взрослые. И если хотя бы один раз взрослые позволяют себе какое-то правило нарушить - ребенок четко понимает, что ЭТО НЕ ПРАВИЛО.
А если Вы позволяете себе БЕЗУСЛОВНО удерживать какое-то введенное Вами правило (причем не только для ребенка, НО И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ СЕБЯ), у Вас в результате высвобождается огромный временной ресурс.
При этом следует помнить: правил, которые должны неукоснительно соблюдаться (ЗАМЕТЬТЕ, НЕ ТОЛЬКО ДЕТЬМИ, НО И ВАМИ) должно быть НЕ СЛИШКОМ МНОГО, но при том ОНИ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ НЕУКОСНИТЕЛЬНО. Потому что если Вы позволили себе хотя бы раз какое-то правило нарушить - это означает, что ПРАВИЛА НЕТ, и нечего потом требовать от ребенка исполнения несуществующего правила!
Иногда полезно в стописяты раз почитать)