Интересное высказываение на Круглом столе "Православная Психология" (
http://www.pravmir.ru)
«Я, что называется, „новая христианка“ — я 15 лет в церкви. „Новый верующий“ — это совершенно специфический человек, который 8–10 лет в церкви. Это человек, который пришёл с улицы, напичканный массой информации, его мало чему научили в школе, в университете. Это не тот милый чудесный мальчик, которого крестили в два месяца и вели к Богу в верующей семье. Это совершенно разные люди. Те, о которых я говорю, верят в науку, верят в психологию, у них есть потребность, они спокойно могут рассказать, что „моя дочь, которой 30 лет, которая психолог, не разговаривает со мной 20 лет“, не боятся сказать о том, что у них болит.
Почему эти люди, будучи верующими, идут к психологу? Потому что у них есть смутное, не всегда осознаваемое чувство, которое мешает качеству их религиозной жизни. Это — правда!
Я отклонюсь от заявленной темы и скажу спонтанно — о природе греха. Мой личный опыт привёл меня к тому, чтоне говорят в церкви. В церкви говорят: грех приводит к проблеме. Я отвечу: наоборот, защита, глубинная травма, невроз приводит к повседневному греху.
Священники знают, что человек с одной и той же проблемой может годами ходить на исповедь: Я обижаюсь, все меня обижают, я такая-сякая… Я хочу сказать, что те люди, у которых форма греха совпадает с их защитными механизмами психики, невольны в своём грехе, там нет свободной воли. Если свободный гнев с детства подавляется моей доминантной мамой, то привычная ответная реакция- это моя кожа, моя психологическая кожа. Мне надо проползти на животе, сходить к психотерапевту для того, чтобы понять, перестрадать, пережить эту боль, эту защиту, чтобы обновиться. Иначе, я хочу вам сказать, происходит ситуация из фильма „Берегись автомобиля“. Помните, как герой Ефремова замечательно защищает Деточкина? „Он виноват! Но он не виноват!“
Так же этот несчастный верующий грешник. Он не может нормально покаяться! У него нет покаяния, потому что он не виноват в смысле свободной воли и выбора, его так сделали, понимаете? И без того, чтоб длительно работать над восстановлением этой личности, невозможно ничего сделать. Создаётся видимость покаяния: вот я исполняю все необходимые требования, я пощусь, вычитываю все правила, целую всех матронушек. Всё замечательно. Только я не отдаю себе отчёта в том, кто я есть.
Чем больше я думаю о христианстве, тем меньше я понимаю важнейшие вещи. „Отвергнись себя и иди за Мной“ — что это? Надо вначале стать собой, чтобы отвергнуться. Как сказал о. Георгий Митрофанов, замечательный священник: „Ты сначала гордячком побудь, а потом смиряйся“. Смирение без того, чтобы стать личностью — ложное. Мне кажется, что первейшая задача психолога в церкви (и это надо обсуждать со священниками) — как помочь человеку стать той личностью, которая отвергнется себя и которая пойдёт за Христом.
Пойдет без ложного пафоса, без гипертрофированного самолюбия! Или наоборот -без чрезмерного самоуничижения. Мне одна дама как-то объясняла — „Я — червь! Я должна покаяться!“. Говорю ей: „Да какой же Вы червь, у Вас же свободная воля, разум, дух. Да и как же Вы можете покаяться, если Вы — червь? Где же ощущение себя как творения Божия?“
Поэтому я скажу несколько слов про конгруэнтность, она меня очень волнует. На этой конгруэнтности, на этой честности в отношении к греху видна сила личности верующего человека. Масса людей говорит, я это слышала: „Мы вот не осуждаем людей, мы их понимаем“. Милые мои, да вы боитесь с ними поссориться! Вы боитесь показаться осуждающими, да вы ссориться не хотите, да вы свою самооценку, наверное, хотите повысить!
Я хочу вспомнить это высказывание апостола Иоанна: „Боящийся не совершен в любви“.Помочь человеку справиться с грехом, встать лицом к лицу с его травмой, с его защитами — для этого действительно надо любить людей, и любить как самих себя, правда?»