Девчонки, привет всем.
Я Вальдорфской педагогикой интересуюсь около двух лет, ребенку моему 3.5, и пока мне многое нравится.
Хотя заморочки, конечно, есть везде.
Статьи, что тут приводятся, вполне типичные: много личного, эмоций.
Стоит обратить внимание на дату - 2003 год.
Я этим летом была на международной конференции "Детство в современном мире", которую проводило в Москве Международное антропософское общество. Было много народу совершенно нормального - педагоги, психологи, медики, акушеры, художники, люди из сферы натур.продукции, просто родители. Было много общения, лекций, рабочих групп. Меня порадовало то, что отдельно обсуждались вопросы детского здоровья, альтернативного лечения и жизни без прививок. С каждым годом Вальдорф становится все менее страшным, если не обращать внимания на фанатов (они везде встречаются), то можно извлечь то лучшее, что так нужно детям.
В Вальдорфских школах я еще не была, но ДС видела, воспитателей, родителей. Пока это лучшее, что можно найти для нормального домашнего ребенка, особенно с около-Рожановским воспитанием в семье. Телевизор и игрушки с кнопками я тоже не спешила убирать, пока не увидела, как дочка на них стала "тупо притормаживать", просто у всех свой запас прочности и ребенок в разное время перегружается.
Кстати, о статьях, мне больше понятны такие более беспристрастные, как тут например:
http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/valdorf/Хотя сейчас ее перечитала и улыбнулась: прошло время, я кое-что узнала, и теперь могу объяснить почему я не буду учить ребенка буквам, давать пластиковую куклу и читать Малыш и Карлсон:)
Может поэтому многим кажется, что Вальдорф так под себя прогибает?
Нет, просто если тебе это подходит, читаешь, наблюдаешь, что-то меняешь во взглядах.
И мне пока встречались такие люди в Вальдорфе, из которых еще и выжимать советы приходится, просто спрашиваешь почти напрямик, а они мнутся-жмутся, типа подумайте сами. Они очень ценят, когда человек "дозревает сам".
Заморочки в Вальдорфе и как в методике и на уровне персоналий, конечно, есть.
Мне кажется, можно это отфильтровывать, в семье что-то дополнять, разумно комментировать. Ну и выбирать подходящий сад и школу и своего педагога.
Про "ангелов и песенки" скажу, что дошкольнику это все-таки нужно... Ребенок по своей сущности религиозен, он верит в природу, доверяет миру, он сам почти ангел. Им эта тема близка, пусть будут ангелы, это гармонизирует, дает опору. В нормальном саду это так минимально, ну поздравляют ребенка с ДР и скажут в сказочке, что ангел ему посоветовал "не прыгать с облака к маме, а приплыть к ней на звездной колеснице, которую мы вместе сейчас построим", да это просто классно! Лучше, чем просто конфеты всем раздать.
В принципе те вальдорфские ДС, что я видела, заявляют о своей "межконфессиональной направленности", а дети там действительно попадаются и татары, и мулаты, и всем комфортно. Но я так же видела группы, где было много иконок, лампадка и т.п. Однако полноценных молитв они с детьми не читают, а так, типа "спасибо солнцу, спасибо земле...". Для детей до 7 лет я считаю это приемлемым.
Про школу я периодически думаю, но буду смотреть по ребенку, как она сейчас за свой садовский возраст подрастет и окрепнет.
Вообще мне нравится мысль Рожаны (сама не была на "Интеллектуальном развитии", но кажется это оттуда), что только с 8 лет ребенок готов самообразованием заниматься. В Вальдорфе это учитывается.
Мне тут подруга показала, какие она своим детям сделала "портфолио" к 1 сентября. А что это? Это такие папки с фотографиями поделок, которые сделал за лето, где побывал, все надо в фотошопе обработать, шрифты подобрать, анкету на себя заполнить и т.п. (мама сидела ночами). Дети 2-ой и 4-ый классы. Всем делают эти портфолио родители. Куда это потом девают? В шкаф кладут в учительской. Зачем эта фигня? Чтобы ребенок учился "себя презентовать", так в программе есть...
Вот лучше я в спектакле школьном сыграю, чем такое портфолио делать, правда. И там и там родителей запрягают по-полной. Только в Вальдорфской школе это совместная жизнь и творчество, а в простой "типа ребенок сам делает".
Про позднее обучение чтению - согласна, что чем позже, тем лучше:)
Недавно прочитала убедительные статьи, всем теперь советую:
http://aksik.livejournal.com/298887.htmlhttp://aksik.livejournal.com/416483.html#cutid1