Вот употребление в словах или вставление в слова и есть показатель проблем. Я, простите, не всё сразу вспоминаю, что знаю про это.
Просто научится рычать или выговаривать любую букву, тем более для "Р" это только 20% работы.
Самое главное, чтобы ребёнок букву мог правильно выговаривать в нужных словах. А если сразу не встретилась, как произнёс, значит тут надо работать и возможно много. Там есть такие подробности, как правильное дыхание, построение/произнесение слова и какие-то ещё подробности. Это уже проблемы мозговой деятельности и выстраиваемое правильной артикуляции (не значит, что в мозгах что-то плохо, просто все эти процессы завязаны же в мозгу)
У меня внучка перед "Р" берёт воздух (нам-то это незаметно было) и это нарушает произношение слова, и какие-то ещё неправильные штукости включает.
Поэтому и ходят заниматься (правда, они ходят всего 1 раз в неделю, может если бы чаще ходили, то быстрее сделали бы).
Упражнение, про которое вы говорите, имеет целью растянуть подъязычную связку. Язык должен быть на верхних альвеолах (за зубами на верхнем нёбе), а пальцем (без ногтей, а то больно) интенсивно "дребезжать" по подъязычной связке.
Ещё хорошее упражнение для растягивания этой связки - грибок: Язык нужно положить в ямку верхнего нёба, как бы приклеить к нему, и стараться открыть рот не отрывая языка от верхнего нёба. При этом именно подъязычная связка будет давать "свободу" открывания и длительность держания рта открытым.
Нужно открыть рот таким образом и считать (до скольки получится), с каждым днём увеличивая счёт.
А вообще, интерес в правильном логопеде в том и есть, что он делает диагностику. Те даёт сделать какие-то упражнения, произнести какие-то слова, что-то ещё и по результатам этого видит где и какие проблемы, а уже потом, как их решить.
Ведь та же буква "Р" есть твёрдая, которую часто произносить проще, а есть мягкая, которая не у всех встаёт. Те если язык расслаблен, то все буквы могут смягчаться, а если напряжение (нам часто и не видное, не понятное вовсе) то мягкие буквы сказать будет очень сложно.
Это не всегда означает какие-то проблемы с учёбой. Но могут быть какие-то свои подробности. У подружки сейчас мальчик занимается 20 лет. Пришёл из армии и начал петь в церковном хоре. А артикуляции правильной нет и произношения правильного нет, петь церковные тексты не получается красиво. Поэтому мальчик пришёл заниматься сам. ( Он когда-то в детстве к ней ходил заниматься, но не долго, не сделали всё что нужно было)
И время окончательной постановки букв не всегда зависит только от логопеда. Это и выполнения ДЗ, это и особенности самого ребёнка, и разные другие подробности. Ведь логопед должен заниматься не только постановкой произношения, он должен и фонетика-фонематический слух выстраивать/поправлять/восстанавливать и многое другое. Если логопед только произношением занимается (буквы "Р" поставил, а дальше говорит она сама встанет), то это плохой логопед, от него уходить нужно. Потому, что научится произносить отдельный звук - это самое простое, а вот настроить процессы мозга, чтобы он стал "родным" и естественным, чтобы он правильно произносился в словах, не нарушал артикуляцию, воздух, чтобы различался в словах при письме и чтении, и тд и тп....Это много работы. И чем больше звуков было нарушено, тем больше работы.
Иногда, упражнения, которые логопед даёт, могут казаться незначительными и бестолковыми. Но это нам, торопыжным взрослым.
Есть такое упражнение, называется Чистоговорки. Это когда первый слог совпадает с последним слогом фразы, которую надо придумать.
Например: Ра-ра-ра на дворе растёт гора, ру-ру-ру к нам приехал гуру.... Так делается на каждую согласную букву с разными гласными. И ребёнок должен сам, именно сам, в процессе такого упражнения начать различать окончания.
Вот попробуйте сами. Ги-ги-ги мне купили сапоги, го-го-го.... Иногда слово какое-то встаёт само, а начинаешь свнимательно слушать и понимаешь, что окончание-то не то, просто созвучное. Вот в первой чистоговорке на "ра" в конце встаёт "трава", а это же неправильно.
А есть такие слоги, что надо уши/голову поломать, чтобы придумать. У внучки были такие задания, что мы все вместе их "решали". Очень интересно, весело и голова настраивается на другую работу. Мы часто такое задание выполняли по дороге, когда идём куда-то.
А многие родители не понимают смысла, считают это фигнёй какой-то (не раз слышала такие отзывы).... Вот и получается, как мы относимся, так и дети.
У подружки были варианты, когда маленькие походили немного, родителей не устроило - ушли. А потом, когда в школе начинает всяко-разно сыпаться, опять к ней приходили 1,2, 3, 4 классы. были из 7.... Потому, что если в мозгу эти процессы не восстановлены, не налажены, то деть и смысла задач может не понимать, и ещё много всяких фишек повыведет в учёбе.....
Я не к тому, что у всех детей проблемы

Просто проблем у детей и правда, стала много больше. Если раньше такие проблемы были у 1-2 на 50 человек, то теперь наоборот у 1-2 нет, а все остальные с проблемами разной сложности. А причина и прививки, и АБ, и проблемы взаимоотношений, и многое другое, что "быстренько" на мозговых процессах сказывается....
Простите, что много букв

Но там, много интересного и взаимосвязанного, чего мы обычно не привыкли "связывать" и замечать.