Модераторы: МИА, Елизавета Юрьевна, Славяна
Когда ребенок начинает свои первые речевые упражнения, остерегайтесь подражать ему и в обращении с ним воспроизводить его же собственный лепет. Ребенок сам живёт силой подражания; он хочет хорошо подражать нашей правильной речи. Если же взрослый недостойным ьразом начинает воспроизводить звуки и словечки ребенка, его лепет, то тем самым ребенок получает "ненастоящий" материал лжематериал для подражания.
" ...прежде чем воспользоваться любыми советами, каждая мать должна принять их внутренне, должна почувствовать, что они соответствуют ее внутреннему опыту. Одна мать может решить, применимы ли эти советы в ее конкретной ситуации или нет. Как ребенок ожидает понимания от своей матери, воспитывающей его для свободы, так и мать должна действовать разумно и свободно и не чувствовать себя связанной какой-либо догмой. Она должна отдавать себе отчет в том, почему она делает одно и не принимает другого."
Tanochka писал(а):Мальчика до пяти-шести лет (по меньшей мере) надо сажать на горшок, чтобы он не стоя. а сидя отправлял свои потребности. Тогда он довольно долго будет делать это бессознательно, автоматически.
Tanochka писал(а):Я не очень хороший теоретик вальдорфского образования, просто знаю школьный период изнутри, а остальное, просто мое ИМХО и размышления, не нужно это принимать за экспертное мнение.
О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ
Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.
Непонятное для русского уха слово «вальдорф» пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения этой педагогической системы в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для русского человека. Хочется опровергнуть это заблуждение.
На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).
Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века
Биография Р. Штайнера свидетельствует о высочайшей культуре духа этого человека. Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию.
Вальдорфская школа — «свободная школа». А первое слово о «свободной школе» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.
Особенность вальдорфской педагогической системы — преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода лежит идея погружения, старая как мир. В 1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской предлагает внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их». Надо добавить, что метод погружения активно применял в своей практике педагог-новатор М. Щетинин и А. Тубельский. Психологическое обоснование метода погружения находим у А. Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше. При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.
Краеугольный камень вальдорфского обучения — это феноменологический подход к материалу изучения: сначала живой опыт, наблюдение — потом описание — и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.
В системе Сухомлинского звучат отголоски и других педагогических воззрений Р. Штайнера. Так, например, большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы (и в детских садах) рассказыванию сказок. У Сухомлинского читаем: «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка — это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства» (Сухомлинский).
Р. Штайнер образно характеризовал ребенка как орган чувств. Об этом же пишет Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».
Р. Штайнер разработал также антропологическое учение о трехчленности человеческого существа (тело, душа, дух), он утверждал, что в воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом». Один из главных принципов вальдорфской школы — принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.
Еще один принципиальный момент вальдорфской педагогики — идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7—14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. То же самое читаем у Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической».
Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.
В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят. Многие русские педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так, одна из главных идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. не силовой». Один из принципов Амонашвили — отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих работ и характеристикой учителя.
Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей — создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т. д. Многие русские учителя-вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова — создателя методики коллективных творческих дел (коммунарская методика), когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило — все творчески, иначе — зачем? Главная идея И. Иванова: жизнь детей должна быть наполнена массой событий, авторами которых становятся они сами. Дети обожают быть вместе — надо дать им эту возможность. Коммунарский круг, который проводится в начале и конце творческого дела, сродни общему кругу в вальдорфской школе.
Наряду с педагогической системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность.
Созвучны идеям Штайнера и идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия, кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела).
Завершая этот краткий обзор, сошлемся на выступление зав. Лаборатории перспективных технологий образования Е. В. Жариновой и нач. отдела прикладной культурологи Сивковой Т. Л. (см. журнал «Личность и культура» № 12 за 2003 г.), по мнению которых главным недостатком современного образования является фрагментарность и бесцельность. Эффективно образование комплексное, непрерывное и целенаправленное. Не об этом ли сто лет назад говорил Р. Штайнер, открывая первую вальдорфскую свободную школу «для всех»?
Совпадения в основных, принципиальных моментах вальдорфской педагогики с родственными ей педагогическими реформаторскими идеями свидетельствует об актуальности, научности и общественной значимости этой системы на русской почве.
Кама писал(а):Прочитала всю тему с интересом, как мама 3х летнего домашнего ребенка интересуюсь этим вопросом. Что-то вальфдорские сады все на юге мне попадаются, а на севере (я про Москву) имеются? Подскажите, кто знает
И еще тут про хождение на горшок для мальчиков до 6ти лет спрашивали, так ЖВЦ вообще настоятельно (ну как обычно ) рекомендует мальчиком писать на горшок до 8-ми лет, а по возможности и взрослым мужчинам, по причине формирования органов малого таза, профилактика смещений и геморроя (колени должны быть вверх)
ElenaZ писал(а):Сын почему-то в унитаз писает стоя, а в горшок сидя. Ну и пусть, раз ему так удобнее. До пенсии исправится.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0