Страница 15 из 17

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 23 фев 2018, 19:36
Елена25
Читаю в одной группе обсуждение вот этой статьи: https://funlet.ru/psihologiya/strogie-r ... oshki.html
Статья в каком-то смысле перекликается со статьей Петрановской.

Строгие родители — гарантия успешного будущего ребенка

В наше время принято считать, что родители воспитывали нас неправильно. Что все мы выросли травмированными, закомплексованными и несчастными, потому что строгое воспитание не подразумевало под собой понятия «личность», «выбор» и «свобода». Психологи и пособия для молодых родителей советуют давать ребенку больше свободы.

Но наблюдения показывают обратное. Эрика Рассон, профессор Эссекского университета, провела исследование, которое показало, что у строгих и требовательных матерей вырастают успешные дети.

Строгое воспитание

Сразу стоит заметить, что строгость не имеет ничего общего с физическим насилием. Здесь имеются в виду требовательность и ограничения, но никак не ремень и гречка. Исследование основано на опросе более 15 000 детей в возрасте 13–14 лет на протяжении 6 лет. Так вот, у детей, родители которых были очень строгими, намного больше настойчивости и уверенности в себе.

Дети, у которых были назойливые и неуступчивые матери, зачастую заканчивали колледж и получали хорошую работу. Это может показаться странным, но у требовательных и строгих матерей дети становились успешными. Результаты исследования показали, что у девочек, матери которых слишком настойчивы, на 4 % меньше шансов забеременеть в юном возрасте.

«Во многих случаях мы добиваемся успехов, делая то, что считаем наиболее удобным для нас, даже если это идет против воли наших родителей. Но как бы мы ни старались избегать наших родителей, любые их рекомендации влияют на принимаемые нами решения. Однако мы считаем, что всё решаем сами», — говорит Рассон.

Даже глядя на примеры из нашей жизни, можно заметить, что исследования верны. Например, родители в ультимативной форме запрещали тебе общаться с Колькой из второго подъезда или с Танюхой, которая сидит на последней парте. И даже объясняли, почему именно этого не стоит делать.

Естественно, ты обходила все запреты и общалась с ними, но уже более пристально присматривалась к этим людям. В итоге вы всё равно переставали общаться, и ты понимала правоту родителей. Результат: в зрелом возрасте ты автоматически вычисляешь ненужных тебе людей.

Или пока твои подружки в 13–16 лет бегали по дискотекам и целовались с мальчиками, тебя заставляли делать уроки, играть на фортепиано, устанавливали комендантский час. В итоге подружки поступили в ПТУ или залетели, а ты стала студенткой хорошего вуза, познакомилась с представительным парнем и завела полезные знакомства. Снова строгие ограничения пошли на пользу.

Известно, что у детей, которых воспитывали строго, хорошее чувство ответственности. Ты незаметно для себя самой поддерживаешь порядок, оплачиваешь счета, вовремя посещаешь врача и делаешь еще тысячу мелких дел, которые заставляют других людей нервничать. А тебя нет. Ты просто к этому привыкла.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Сб 24 фев 2018, 17:15
Вся такая воздушная
Я дико извиняюсь. Но есть такое мнение. Последнее время опираюсь на Курпатова. Он занимается методологией мышления.
Так вот. Его вывод, что интеллект наш это ни что иное как умение в своей голове собирать сложные интеллектуальные объекты. Это умение реконструировать и заполнять образ многими факторами. В первую очередь умение находить общий язык со сложными людьми. Умеешь собирать многофаткорную модель другого человека, то ровно эта схема сработает для решения другой ложной задачи.
Подробно об этом в Чертогах разума. Он как раз считает, что сложное детство, непростые взаимоотношения с родителями и напряги в детстве-юности весьма положительно могут сказаться на развитии интеллектуальных способностей.

Про современный мир у него тоже много. Та же тема "информационная псевдодебильность".

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Сб 24 фев 2018, 19:13
Жуженька
А могут и не сказаться?

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Сб 24 фев 2018, 19:22
Вся такая воздушная
Жуженька писал(а):А могут и не сказаться?

Напряги всегда отражаются на нас. Точнее на нашем мозге. Будь то учеба или отношения.
Курпатов пишет про отношения: развиваешься если сопротивляешься. Если принял чужую точку зрения и не споришь - это стоп.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Сб 24 фев 2018, 19:27
Елизавета Юрьевна
Есть еще вариант - расслабляться )

А Садгуру никто не слушает? Как он мне нравится)

Для тех, кто не хочет растить материал для социального сортинга:
https://www.youtube.com/watch?v=OnsSg3BA2BQ

Не хочу читать про успешное будущее и строгих матерей - да не можем мы на это повлиять! Это иллюзия.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Вт 17 апр 2018, 15:43
Одуванчик
Марина Солотова про ЕГЭ

Экзамен, как известно, состоит из двух частей – тестовой и «творческой», а именно «содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста» - так пишут на всех специальных сайтах. Я прошу сейчас особенно отметить слово «собственное», это важно.


Пример одного из критериев оценивания сочинения: Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет - 1 балл
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста - 0 баллов.
ЕСЛИ ЭКЗАМЕНУЕМЫЙ НЕ СФОРМУЛИРОВАЛ ИЛИ СФОРМУЛИРОВАЛ НЕВЕРНО ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА, ТО ТАКАЯ РАБОТА ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ОЦЕНИВАЕТСЯ 0БАЛЛОВ.
Логично встает вопрос: а как эксперт решает, правильно или не правильно определил проблему экзаменуемый? Думаете, основываясь на свое экспертное мнение?
Не правильно думаете.
Есть специально обученные люди, которые составляют эти самые КИМы. Составителя КИМов по русскому языку зовут Ирина Петровна Цибулько. Она подбирает тексты и – ВНИМАНИЕ! – прописывает для эксперта 3 (три) варианта проблемы. И если выпускник «не попал», т.е. выделил проблему, которая, по мнению Ирины Петровны Цибулько, не проблема вовсе, то минус 14 баллов. И апелляция по этому критерию невозможна.
В тексте, который мы с вами читали вчера, нынешние 11-классники увидели то же, что и мы с вами: способность личности иметь и отстаивать собственное мнение, ценность независимого мышления, как важно не бояться отстаивать свою позицию и так далее. А госпожа Цибулько увидела другое.
ТА-ДААААААМ! Внимание, правильный ответ!
1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причиной творческого долголетия человека?)
2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?)
3. 3. Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля. (Какие качества отличают общественного деятеля, настоящего гражданина?)
У ВСЕХ МИНУС 14 БАЛЛОВ.


полностью https://www.facebook.com/permalink.php? ... 4638254315
там есть ссылка на текст с которым надо было работать

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пн 11 июн 2018, 18:14
maxima
Елена25 писал(а):Читаю в одной группе обсуждение вот этой статьи: https://funlet.ru/psihologiya/strogie-r ... oshki.html
Статья в каком-то смысле перекликается со статьей Петрановской.

Строгие родители — гарантия успешного будущего ребенка

В наше время принято считать, что родители воспитывали нас неправильно. Что все мы выросли травмированными, закомплексованными и несчастными, потому что строгое воспитание не подразумевало под собой понятия «личность», «выбор» и «свобода». Психологи и пособия для молодых родителей советуют давать ребенку больше свободы.

Но наблюдения показывают обратное. Эрика Рассон, профессор Эссекского университета, провела исследование, которое показало, что у строгих и требовательных матерей вырастают успешные дети.


Мы не знаем, какой критерий оценки строгости у профессора. Строгость тоже может быть разной. Успешные дети вырастают у любящих, доверяющих родителей.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 24 авг 2018, 13:28
Одуванчик
https://www.facebook.com/alexey.feldgen ... __tn__=K-R
Сейчас буду замахиваться на святое: то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причём именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем — и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.

Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окончивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то — сферой любительского интереса, но большая часть всего этого — балласт.

Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Я сейчас даже не стану обсуждать, какие именно подходы к учёбе и вообще труду закладывает типичная школа в странах бывшего СССР — списывать, работать на оценку, «сдать и забыть», делать всё в последнюю ночь, заниматься не тем, что интересно, а тем, что спустили сверху.

Меня сейчас волнует другой аспект. Ведь если школа — это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. Тогда почему именно это? Если уж мы принимаем постулат о том, что детям просто необходимо провести не меньше десяти лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?

Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа — всё равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чём смысл нахождения площадей под какими-то графиками. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить. Я не против всевозможных классов с углублённым изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно, и у кого получается. Я сейчас говорю об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать «гуманитарии», и сколько истории — «математики».

Скажете, каждый образованный человек должен знать то, на что я тут покушаюсь? А почему именно это? Сейчас я вам перечислю несколько других вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят. Об этом вторая часть моих кощунственных предложений: что же преподавать в школе вместо всего перечисленного.

Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Всё это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движении экономикой, придётся всем без исключения.

В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги.

В-четвёртых, нужно культивировать умение работать с информацией. Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надёжные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами (очень жаль, что нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего «текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки»), понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация — от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения (это вообще отдельная большая тема). Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами.

В-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. В XXI веке это полезно всем без исключения.

А как вы считаете, что полезно знать и уметь выпускникам школы? Что бы вы добавили в школьную программу, а что исключили из неё?

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 13:05
Елизавета Юрьевна
Одуванчик писал(а):Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда непарнокопытных — всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окончивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то — сферой любительского интереса, но большая часть всего этого — балласт.


Тоже не помню, но есть гугл) Сейчас химию по новой изучаю))) Действительно вопрос, нафик это нужно. Наверное это уже пережиток, мы живем в переходное время. Отомрет скорее всего.
Главное, ребенка не прессовать из-за того, что не успевает это все охватить и усвоить. У нас папа в офигении просто от школьной программы, сидит, штурмует))) Но ему наверное самому прикольно, главное чтобы не лез к парню)))

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 13:10
Одуванчик
где-то была статья о том что программу первых курсов институтов спустили в школу
и что мы имеем в итоге

попробую найти

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 13:25
Елизавета Юрьевна
Еще в тему - психологиня одна, довольно популярная, как я понимаю))

Марина Линдхолм.

Дама лет 55) Толстая, обусловленная донельзя, с детскими травмами. Классический такой психОлух)
Работает с абьюзом, депрессиями, тревожными расстройствами - дает консультации краткосрочные, это не психотерапия.
Дорого.

Мне она не нравится.

Но иногда интересно послушать:

Если сын (дочь) не хочет РАБотать.
https://www.youtube.com/watch?v=dVkHkIj98qQ

Там длинная история, как она жила при совке, в нищете, и как это было ужасно - очень много про еду, как ее кормили углеводами, а она хотела мяса и колбасы. И фруктов.

А сейчас у детей все есть, у них нет мотивации работать за еду, одежду, гаджеты.
И что это поколенческое.
И что нормально - не работать, а делать бабло в интернете, новое поколение. Никому не нужных людей, когда рабочих мест уже столько не нужно, а людей очень много.


В общем тема такая пространная... выводы можно далекоидущие сделать, что и семьи не нужны и много чего еще...на фоне этого интересна тема про жизнь до 120 лет - которая сейчас очень муссируется биохакерами, про успехи трансплантологии.

Про расслоение общества - мне ее рассказы про голод и желание всяких вещей было очень чудесато слышать. У меня все не так было) Либо не было дефицита либо восприятие другое. Мой муж похож чем-то на нее. Тоже голод, нехватка, нищета, теснота - воспоминания из детства. И поэтому столько усилий, чтобы так не жить. Понятно, что еще и мужские амбиции.

Но Марина эта очень хорошо зарабатывает на несчастных и живет как я понимаю очень неплохо)

А мой муж как-то не у дел. И у нас порой бывает нет ничего, кроме макарон и крупы, а макароны я не ем, значит не ем вообще))) Только чай.

В общем, чудно. Проверить ее гипотезу на себе наверное не могу, и фраза " я тебя буду кормить" для меня пока актуальна)))

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 13:34
Елизавета Юрьевна
Действительно

Россия настолько большая страна, что когда в Москве 10:00, в Нижнем Тагиле всё еще 1994 год.


Между Москвой и Н Тагилом пропасть, Между Москвой и Швецией - пропасть, между 2 семьями в одном доме пропасть!

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 15:00
Larik_M
Елизавета Юрьевна писал(а):Действительно вопрос, нафик это нужно.

Все можно погуглить, но когда мозг девственно свеж, то информация плохо ложится. К примеру... у меня экономическое образование, а специфика работы, что есть и экономическая составляющая и юридическая. Мне очень сложно составлять всякие регламенты, акты и прочее. А все что касается расчетов, показателей эффективности работы -- это прямо легко. Хотя все приходится гуглить. То же самое с химией, может школьный курс многие и не помнят, а какая то база остается.
Либо не было дефицита либо восприятие другое. Мой муж похож чем-то на нее. Тоже голод, нехватка, нищета, теснота - воспоминания из детства.

Либо жили полегче. У меня так воспоминания тоже не очень о том, как мы материально жили с 81 по 90 годы. В 90 я просто работать начала и денег зарабатывала будь здоров сколько. Я лучше каждый день на работу буду ездить, чем копеечки на хлеб считать... Мне это очень тяжело, когда нет пятачка на проезд, нет денег на самое необходимое. Я и без кошелька из дома не люблю выходить.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 15:33
Елизавета Юрьевна
Да, конечно база остается и проще уже все это восстановить. Вопрос - а зафига?

Насчет детских воспоминаний - это все-таки психотип. Мать моя в войну росла, а ощущение голода и нищеты не помнит, не была травмирована этим. А вот сестра ее жутко страдала, и вспоминала всю жизнь, и была зациклена очень на еде. 2 детей из одной семьи)

Поэтому и современные дети тоже по-разному будут воспринимать - кому-то и так все хорошо, а кому-то всегда будет мало, и надо будет еще и еще. И это не так важно, из богатой семьи или из бедной.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 21 дек 2018, 16:17
Larik_M
Елизавета Юрьевна писал(а):Насчет детских воспоминаний - это все-таки психотип.

НЕ только, еще и возраст на который пришлось. Думаю мой брат не помнит. У нас 10 лет разницы. А мне пришлось институт бросить, потому что стыдно было ходить в одном старом спортивном костюме и одной перешитой юбке из черте знает чего. И знаешь ли... воспоминания, в день з/п покупался один сникерс и делился на три части... Праздник!!! :o Маминой з/п медсестры похоже не особо хватало. Она не коммерческой жилки, не было у нее никогда никаких платных уколов. Зато квартира была ухожена, с ремонтом и мебелью. На это похоже выделялось что то из нашего бюджета. Я пошла работать, потому что жить в такой нищете еще 5 лет казалось просто не вариантом.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Ср 30 янв 2019, 15:11
Маслинка

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Чт 31 янв 2019, 00:08
Елена25
Маслинка Прочитала. И порадовалась, что у наших детей практически ничего из перечисленного пока мы не видели.
Отношение в школе учителей к ученикам - доброжелательное и уважительное. В младшей школе домашних заданий или нет, или почти нет. То, что есть, обычно успевают сделать прямо в школе.
Даже у самого старшего (8кл = 7кл у нас) не так уж много ДЗ. Или он их не делает :) Не знаю...
В школу дети ходят с удовольствием. Конечно, они и дома с радостью остаются, каникулы любят, да и прогулять по подходящему поводу рады, но и школа не вызывает неприязни.
Что дальше будет, в старшей школе, пока не знаю.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Чт 31 янв 2019, 01:02
Маслинка
Елена25
Здоровско же!

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Чт 31 янв 2019, 07:02
Larik_M
У нас отношение.... Не услышал, что писать надо было в другой тетради два, не скрепил листы, два. Не повторяет учитель. Не расслышал твои проблемы. Одно держит этой школе. Так как класс набирался по результатам экзаменов дети хорошие все. Никто не курит. Благополучеые все дети.

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

СообщениеДобавлено: Пт 01 фев 2019, 01:07
Auuka
Не удержусь, выложу....
Друг сына мечтает уехать в "Финку" учится и маму уговаривают переехать (живут в Питере)
У меня есть друзья, которые работают/обучают детей подобным образом, но... в нашей стране это почти никому не надо, а уж в нашем городе тем более (( Они вынуждены практически полностью уйти в он-лайн.

ФИНСКАЯ ШКОЛА: СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Стоило журналистам написать, что Финляндия отменила предметы в школах, и мир буквально сошел с ума. Новость перепечатали на всех языках мира, а толпы людей бросились выражать свое восхищение и непонимание. Что в действительности произошло в Финляндии можно было выяснить только одним способом: стать учеником самому. Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания. Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них — само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, но в реальности школьники изучают никакие не феномены, а явления. Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

«Явлением может быть тема мигрантов, — объясняет мне директор школы Лина Лиусваара. — То есть — социология. К ней добавляется география: откуда приехали эти люди? Почему они приехали? Потом добавляется история: что произошло перед этим? Что может произойти дальше? Есть ли какие-то повторяющиеся события в истории человечества, когда люди перемещаются по миру в поисках прибежища? Сюда же легко добавить экономику: культуру еды, которую привозят эти люди вместе с собой. Ведь мы, финны, сами кочевники с берегов Волги. Сейчас у нас есть СМИ, и мы можем открыто об этом говорить. Семьсот лет назад у нас не было таких средств, но «явление» было: люди в поисках лучшего меняют место жительства. В этом и есть «феномен»: изучать не предмет, а смысл через предмет».

Перед моей одиссеей по школе, Лина чертит на листе что-то похожее на египетскую наскальную живопись. По сути, с этого рисунка начинается та самая революция, ради которой в эту страну приезжают перенимать опыт учителя со всего мира. Финны начали с нуля, ответив на самые пугающие вопросы нынешней системы образования: какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни? Как эти знания на нас влияют? Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это — голова ученика, — говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой. — Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников. Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира. А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти. Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».

Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются — они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса. Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»: «Кто мы?», «Как это устроено?», «Как происходят изменения?». «Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса, — рассказывает Лина. — Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти — дети решают сами. Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется. В первом классе — это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию? Теперь же центральная идея — изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика. Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».

Мигранты — тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах. «Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет? — говорит Лина. — И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет — главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».

Все как в жизни
Первый же шестинедельный раздел, который я вижу своими глазами — «механизмы и изобретения». «Это что-то вроде естествознания?» — пытаюсь я перевести финские инновации на понятный для классического школьного мышления язык. «Может быть, — отвечает Лина. — А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное — как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».

За что я готов устроить финнам стоячую овацию — так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?». На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением» — швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес. Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора. Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться. «Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?», — спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.
Вот он, ответственный момент работы на уроке:

На другом из уроков третьеклассники изучают новые слова на английском: reuse и recycle (повторное использование, вторичная переработка). Тема раздела, который они проходят в течение шести недель — разумное использование природных ресурсов. С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы? За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажные салфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани. Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?

«Говоря о вторичном использовании и переработке мы обсуждаем материалы, которые используют люди, — говорит Анна. — Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты — например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично — например, перекрасить или сделать из них что-то новое».
Во время урока дети сидят на ковре в круге, а учительница — рядом с ними. Когда школьники начинают слишком громко между собой общаться, Анна переходит на шепот. «Я поняла, что это более действенный метод для привлечения их внимания, чем повышать голос», — объяснит мне она позже. Еще один элемент — наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.

Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все, — говорит Анна. — И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами. Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать. Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».
Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором — и преподаватель его уважает:

Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

Что нам действительно нужно
«Сегодняшние первоклассники будут работать через двадцать лет, когда мир будет совершенно другим, — подтверждает позднее Лина. — Мы не знаем, какие предметы или знания будут нужны через пятьдесят лет, когда сегодняшние школьники еще еще будут активно работать (в Финляндии мы выходим на пенсию в возрасте 70 лет). Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни. Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа — правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями. Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».

Формулы и интегралы заменило понимание причин и следствий каждого решения в нашей жизни. В этом смысле у классических школьных предметов появляется конкретная цель: если вы станете политиком, вам потребуется изучить историю и узнать последствия определенных поступков. «Детям нужно научиться самому процессу обучения — так, чтобы во взрослой жизни они всегда могли адаптироваться к новому. — говорит Лина. — Они должны уметь работать друг с другом и быть открытыми самым разным людям: разного цвета кожи, с разными ограничениями… ведь эти люди вокруг нас. Они должны знать об экологичных решениях, ведь у нас на всех только одна планета и нам нужно жить соответственно».

---
Когда нет никаких рамок
---
«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа», — вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже», — говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно, — объясняет Лина. — Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме. На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа. Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

В этом еще один, совсем простой, но невероятно важный секрет финской школы. Прямо сейчас все больше родителей в мире обвиняют школу в том, что за подготовкой к экзаменам и кучей домашних заданий дети лишаются главного — своего детства. «У детей есть возможность учиться за пределами школы, — говорит Лина. — Эта учеба — их социальная жизнь и семья. Я как директор хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа — это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира — решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение. «Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века, — говорит Лина. — И мы должны постоянно бросать этому вызов. Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации — ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.

https://drugienovosti.project-splash.com/глава-1-%D