http://tipologist.ru/Concept/tehno.htm
Не буду цитировать весь текст - много. Если ссылка поломается, найду другую.
Лиза, вот контрольный лист:
http://rumagic.com/html/avtor/ron_habord/blanki/kurs_po_osnovam.html
вот он же, но поприятнее смотрится:
http://timecops.org/forum/viewtopic.php?f=17&t=335
Метод прояснения слов №3 (тот, которым проясняем слова себе):
1. Во время чтения держите под рукой словарь, чтобы можно было с его помощью прояснить любое непонятое слово или символ, которые вам встретятся. Можно найти простой, но хороший словарь, который не содержит других сложных слов в дефинициях тех слов, которые вам нужно будет прояснять.
2. Когда вы встречаете слово или символ, которого не понимаете, первое, что нужно сделать, — это взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы найти ту, которая подходит к тому контексту, в котором использовано слово. Прочитайте эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом в этом значении, пока у вас не сложится чёткий концепт этого значения слова (непосредственное понятие о нём). Может потребоваться десять или более предложений.
3. Затем проясните все остальные дефиниции этого слова, составляя предложения с этим словом в каждой дефиниции до тех пор, пока у вас не появится чёткое понимание каждой дефиниции.
Если слово имеет несколько различных дефиниций, нельзя ограничиваться пониманием этого слова только в одной дефиниции и называть его “понятым”. Вы должны быть в состоянии понять это слово, когда позднее оно встретится вам в другом значении.
Однако не проясняйте технические или специальные дефиниции (математические, биологические и т.д.), или устаревшие (более не используемые), или архаичные дефиниции (которые использовались очень давно и вышли из широкого употребления), если только это слово не используется в одной из этих дефиниций в том контексте, в котором вы его не поняли. Прояснение таких дефиниций могло бы увести человека в сторону, так как ему пришлось бы прояснять много других слов в этих дефинициях, и это бы очень сильно замедлило его прогресс в обучении.
4. Следующее, что нужно сделать, — это прояснить происхождение (объяснение того, откуда первоначально произошло это слово). Это поможет вам достичь понимания сути данного слова.
5. В большинстве словарей приводятся идиомы, содержащие данное слово. Идиомы — это фразы или выражения, смысл которых нельзя понять, исходя из обычных значений составляющих их слов. Например, “ходить на голове” — это русская идиома, означающая: “очень шалить, шуметь, озорничать, нарушая дозволенное (обычно о детях)”. Довольно много слов используется в составе идиом, и эти идиомы обычно приводятся в словаре после дефиниций самого слова. Если для слова, которое вы проясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже нужно прояснить.
6. Проясните всю остальную информацию об этом слове: примечания о его потреблении, синонимы и т.д. для того, чтобы понять слово полностью. (Синонимы — слова, которые имеют похожие, но не одинаковые значения, например “худой” и “тонкий”.)
7. Если в дефиниции проясняемого слова встречается непонятое слово или символ, его необходимо сразу же прояснить, используя ту же самую процедуру, а затем нужно вернуться к проясняемой дефиниции. (Условные сокращения и символы, используемые в словаре, обычно приводятся в его начале). Однако если вы обнаруживаете, что тратите массу времени на прояснение слов в самих дефинициях, то вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь даст вам возможность прояснить слово без необходимости прояснять при этом множество других слов.
Это метод прояснения слов №7 (деткам, или тем, у кого русский язык не родной):
Это очень простой метод.
Когда человек читает, прояснитель слов должен следить по другому экземпляру того же текста.
Могут быть обнаружены поразительные вещи.
Человек может каждый раз пропускать слово “из”. Он его просто не читает. У него может быть очень странное представление о значении этого слова, как, например, “Израиль” (действительный пример).
Он может каждый раз пропускать слово “что-то”, не зная, что такое дефис. Он может принимать одно слово за совершенно другое, например, “штопор” за “стоп” или “калёный” за “зелёный”. Он может колебаться, прежде чем произнесёт некоторые слова.
Процедура такова:
1. Пусть он читает вслух.
2. Отмечайте каждый пропуск, изменение слова, колебание или нахмуренные брови во время чтения и сразу же начинайте работать с этим.
3. Исправляйте это следующим образом: смотрите для него значение слова в словаре или объясняйте ему это значение.
4. Пусть он продолжает читать, пока вы не заметите следующий пропуск или изменение слова, колебание или нахмуренные брови.
5. Повторяйте шаги со второго по четвёртый. Таким образом можно сделать человека грамотным.
Затем ему нужно будет научиться пользоваться словарём и прояснять слова. Затем — изучить простой учебник по грамматике. Самого отстающего ученика можно сделать грамотным, используя этот метод прояснения слов.
__________________________________
Вот такой текст стоит в начале всех книг Хаббарда:
При чтении этой книги никогда не пропускайте слова, которые вы не совсем поняли.
Единственная причина, по которой человек прекращает изучение предмета, не понимает о чем идет речь или просто не в состоянии учиться - это пропущенное слово, значение которого ему не ясно.
Чувство замешательства и сбой в усвоении учебного предмета возникают сразу ПОСЛЕ непонятого слова.
С вами когда-нибудь случалось, что дойдя до конца страницы, вы внезапно осознавали, что не помните, о чем только что читали? Значит, раньше на этой странице вы пропустили слово, значения которого либо вовсе не знали, либо знали его неправильное определение.
Возьмем, например, фразу: “Было обнаружено, что во время крепускулы дети вели себя спокойнее, в то время, как в ее отсутствие они были более оживленными”. Смотрите, что получается: вам кажется неясным все предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно из-за одного слова, которое вы не поняли - “крепускула”, что значит “сумерки” или “темнота”.
Слова, которые вам следует найти в словаре, не обязательно будут новыми или необычными. Может оказаться неверным ваше толкование самого простого слова, что и будет причиной непонимания.
Простая истина о том, что нельзя пропускать непонятые слова, является наиболее важной во всем обучении. Каждый предмет, который вы начали и бросили, содержал слова, значения которых вы не знали.
Поэтому во время чтения этой книги никогда не пропускайте непонятых слов. Если материал кажется запутанным и трудным, вы обязательно найдете непонятое слово до того, как вы перестали понимать. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад, ДО того места, где материал показался трудным, найдите непонятое слово и посмотрите его значение в словаре.
может, это уже покажется многим логичным:)
_____________________________________
Вопросы задавайте - отвечать буду стараться:). Остальные подробности про обучение - по ссылкам.
зы: Всего методов прояснения существует 9. Но приведенные 2 используют чаще всего.