я сегодня дописала свой отзыв. начало я написала ещё после 1го дня, несмотря на то, что голова разболелась, но решила не откладывать, а то потом не соберусь.
сегодня дописала свои впечатления от второго дня. а потом только прочла уже оставленные отзывы. да, точно, каждый делает свои выводы. ну вот, держите мои
1-й день.
Сначала дети пытались контактировать друг с другом, под руководством АМ, конечно. Был Глеб, который внезапно оказался звездой, потому что не пошёл, когда его тянули в общую группу. Дело было так - он стоял в сторонке с мамой. Он, мне кажется, был готов идти, просто немного раскачивался, а АМ обратил на него внимание, мол, идёшь ли к нам? А потом попросил детей, ну, кто приведёт Глеба? И добровольцы пошли его тянуть, на что Глеб попытался даже подраться. Потом его мама сказала, что агрессия – его первая реакция всегда. Он не плачет, сразу начинает всё крушить.
Так вот, после первой неудачной попытки привести Глеба физическим воздействием, АМ дал задачу позвать его глазами. Это тоже не удалось, причём Глеб сразу стал давать клички пытавшимся детям, «белка», «вампир», «носорог» и тд.
Это АМ тоже прекратил, и теперь уже задание не было связано с Глебом – попытаться установить контакт глазами с кем-нибудь «самым незнакомым». Это ввело большинство детей в ступор, как я думаю, потому что им все были незнакомы, и они не поняли, что значит «самый незнакомый».
Вообще, АМ давал много парадоксальных задач, у меня часто возникал протест, «синдром наседки» отменить очень трудно. Мне всё казалось, что это же детки, они такие ранимые, ах, ах, они же не поняли, ах, им надо было объяснить чуть по-другому, ах…
АМ объяснил потом, что такие задачи без цели, без определённости помогают выявить готовность к ученичеству, готов ли ребёнок в принципе внимать учителю. Во мне частенько протестовала именно мама – ведь это же мой малыш, как же так можно, ведь он же не понял, ведь это же он не любит, ведь тут его не спросили! Но как учителю мне было ужасно интересно – как АМ будет выкручиваться из разных ситуаций, удерживать внимание учеников, регулировать их конфликты, как между собой, так и с непонятным заданием без цели. Но он не так уж чтоб пытался выкрутиться изо всех ситуаций, иногда он просто говорил – я учитель, и у меня здесь урок, здесь такие правила, кому не нравится ния от – ваши проблемы.
Я тоже так делаю иногда, хотя внутренние сомнения в правильности такого подхода у меня были. Но АМ это говорил очень уверенно, и мне это помогло, потому что такое взаимодействие действительно работает – невозможно находясь в одном месте выполнять сразу несколько несовместимых задач, и если уж я пришла вас учить, что я неплохо делаю, и они с этим согласны, то будьте любезны со мной контактировать, либо приходите в другой раз.
Так вот. Контакт глазами получился почти у всех детей, у кого-то не с первого раза, некоторые вошли в настоящий азарт. Наблюдать за ними было очень интересно, сразу заметно, кто привык, чтобы им командовали, чтобы давали задания. Если попадалась пара, где только один командовал, а второй слушался, то они были достаточно эффективны, и им это нравилось, было видно. А если два ведомых ребенка – то они долго топтались на месте, не решаясь предпринять какие-то действия. Я для себя сделала вывод, что склонность к ведомости – не так и плохо, но в таком случае надо много внимания уделять умению сделать правильный выбор – кого же слушать.
Следующее задание – найти пару и выбрать вместе книгу.
Кстати, у детей совершенно нет трепетного отношения к книгам – они по ним ходили, я бы обязательно обратила на это их внимание, учительский азарт так и чесался.
С этим заданием – выбрать книгу - большинство справились хорошо. Осталось три человека – Глеб, Алина, которая тоже с самого начала встала в такую флегматичную позицию «ну, ну, посмотрим, посмотрим» и, кажется, Оля, я не помню точно, но готовый к сотрудничеству ребенок, которому просто не досталось пары. К этим трём человекам пришёл АМ и стал помогать объединиться и сделать совместный выбор. Он предложил им путь интуиции – закройте глаза и почувствуйте, подходит ли вам эта книга. В общем, книгу они выбрали, пусть не с первого раза, но точно им было интересно, что же этот дядька ещё придумает.
Сначала все просто смотрели картинки, а потом АМ сказал, что он забыл озвучить задание полностью – на самом деле надо выбирать интересные предложения в этих книгах. Предложил пользоваться закладками. Тут многие стали говорить, что мы и так запомним, но АМ настоял на своём, и все ринулись резать бумаги. А АМ собрал в это время родителей, поговорить.
Он говорил, что такие задания помогают выявить готовых к ученичеству детей, готовых внимать учителю. Ведь не только учитель должен быть готов давать знания, но и ученик должен быть готов их брать. Он достаточно часто намекал, а то и прямо говорил, что мы, как родители, делаем много ошибок – пытаемся учить учителей, что делать, не воспринимаем их как отдельных личностей со своими чувствами и мыслями, а также не воспринимаем как личностей своих детей – подтруниваем над ними, давим, совершаем ошибки. Мне, например, он сказал, что категорически нельзя учить своего ребенка, правда, он сказал это уже в конце семинара.
Родители задавали в основном личные вопросы – что делать, если не нравится учитель, если ребенку скучно, если в классе не нравится коллектив, если ребенок зависим от оценок… Честно говоря, я иногда теряла нить его объяснений, сама устала – шумно было, плюс много своих мыслей вертелось в голове. Понимаю, что надо было записывать, зря положилась на свою память. Надо будет потом переписать видео.
Потом дети пошли пообедать.
После обеда все по очереди читали предложения из своих книг. Через какое-то время АМ предложил им вспомнить, о чём и о ком уже читали, и дети совместно легко воспроизвели всё. Я тут подумала – о, классная идейка для введения частей речи, ведь всё, что называли - существительные.
Но АМ не для такой мелочи это придумал. И дальше предложил детям смешать всех героев и придумать свои тексты, с этими же героями. Почему-то выбрали всего нескольких героев и по-всякому их переворачивали, но только их. Я так понимаю, лидеры определились (среди детей), и что они назвали, то и подхватили все остальные. Или, ещё вариант – АМ похвалил первых фантазёров, а остальные связали именно их предложения с похвалой и уже возле них крутились. Но я не психолог, наверняка, были ещё причины.
Потом он предложил им записать предложения, не все откликнулись на это задания, кто-то стал писать, кто-то нет. Мой ребёнок не стал – как я для себя думаю, он привык быть впереди всех, и раз его сразу не выделили, то он развёл базаровщину, ходил, скучал. Если бы я была там как мама, я бы наверное, ушла. В очередной раз ощутила, как много во мне этой самой ненужной родительской гордости.
Потом, кстати, АМ давал рекомендации, что сделать, чтобы ребенку захотелось прийти на следующий день – в него надо искренне поверить. Не знаю, получилось ли у меня на 100% - где-то я и сманипулировала. Я же знаю, что его интересует. Поэтому я ему стала рассказывать, как он может найти собственный интерес в этом семинаре. Что он может выискивать предложения с цифрами, а потом с этими героями составить интересные задачи. Ну и еще одна манипуляция – я сказала, что очень хочу на этот семинар, потому что мне нравится АМ как учитель, а туда без детей не пускают. Надеюсь, цель оправдывает средства.
АМ уделил большое внимание правильной организации зоны обучения – чтобы была большая доска, чтобы зона перемены была отделена от зоны учёбы. Что на перемене дети должны иметь возможность развернуться – полазить, попрыгать, побегать.
Потом АМ зачитывал, что придумали дети, тут уже хвалил меньше, если ему не нравилось, так и говорил. Но интересное тоже отмечал.
Но дети уже начали скучать почти все, вернее, устали, не могли сосредоточиться. Мой подсел к мальчишкам с мобильником, кто-то выпросил у мам игрушки. Потом мой почти подрался с Мишей – Мишка тоже, как и Глеб, сразу пускает в ход кулаки, а про своего я тоже знаю, что он любит поприставать, вот настырность – самое ужасное в нём, сама всегда завожусь. В общем, я вовремя заметила, Лена тоже быстро среагировала – переключила Мишу на игру, которую он любит. Всё кончилось хорошо.
Занятия с детьми решено было закончить. Наташа, умница, сорганизовала их в настольные игры, они расселись кучками, и у родителей оказалось немного тишины в распоряжении, относительной тишины, конечно. Потому что дети же не молчали, просто перестали орать, да и АМ говорит не шёпотом.
Подготовили стол для взрослых, расселись, стали задавать АМ вопросы. Он рассказывал о себе, о своей школе, о школьных проблемах, причём как в государственных школах, так и в семейных. Он говорил, что образование не должно быть массовым, что это наша проблема – родители ведут ребенка и требуют от учителя, чтобы им всё нравилось. Начальство тоже требует от учителя, чтобы никаких отступлений от инструкций. А у него в классе живые дети – и все разные. Для меня это тоже дилемма, как же хочется, чтобы образование не было навязанным, чтобы учились те, кому это надо, чьи родители поддерживают учителя, готовы к сотрудничеству. Чтобы в школу приходили не потому, что это право, гарантированное Конституцией, а потому что хочется как минимум родителю, потому что родитель верит учителю и своему ребенку, что он справится, и что ему это нужно в жизни.
Проблемы в семейной школе – мало детей и учителя-родители. Здесь мне нечего сказать, потому что у меня другая ситуация – у нас и детей достаточно, и разных возрастов, хотя есть куда стремиться, конечно; и родителей всё равно некем заменить, да и не хочется пока.
2-й день.
Пока не буду даже перечитывать свои записи 1-го дня. Сразу перейду к описанию 2-го дня.
Во-первых, он был кардинально другим, чем первый. И даже помещение было другое. Но главное – АМ был другим, совершенно по-другому вёл себя.
Начал он с просьбы к родителям рассказать, что же их удивило и восхитило в своём ребёнке в первый день. Тут я поняла, как же родители наблюдательны, особенно по отношению к собственному ребёнку, каждый нашёл, что заметить. Этот тренинг мне очень понравился, у меня как раз гипертрофированная способность подмечать недостатки и воспринимать достоинства, как должное. Наверное, неслучайно, я так и не высказалась, кажется, единственная. Я порывалась несколько раз, но вдруг дети устали, АМ решил их отпустить на перемену, и я уже не стала разочаровывать их тем, что надо было бы несколько минут подождать. Наверное, для моего ребёнка это было разочарованием, как и весь второй день, потому что на него никто не обращал внимания, а ему очень хотелось. Но уж как сложилось, у меня даже есть соображения, зачем так сложилось именно для него.
Так вот, возвращаясь к родительским восхищениям. Кто-то восхищался тем, что ребёнок, несмотря на хаос 1-го дня, хорошо себя чувствовал вечером и был способен играть, или читать, или не закатить истерику. Какие-то дети удивили родителей к способностям к коммуникации в совершенно незнакомой группе. Кто-то продолжал выполнять задания, фонтанировать идеями, и дома, и по пути домой, что тоже радовало родителей, потому что с точки зрения родителей всё, что происходило в первый день – ужас ужасный. Некоторые дети просили родителей записать их предложения, «чтобы показать АМ», и он очень радовался, как он сказал, это и есть «рождение письменного импульса».
Потом АМ отпустил детей на перемену на 10 минут, тут он тоже сработал как учитель, буквально пару секунд объяснял, как узнать время, и я понимаю, что такие парусекундные объяснялки, привязанные к естественной потребности ребёнка, в течении недели-двух – и ребёнок без проблем ориентируется в часах.
А АМ в это время пытал родителей, а что же им не понравилось и было трудно? Здесь в лидерах были скука, хаос и шум. Потом он спросил, какими советами родители воспользовались, чтобы повлиять на решение ребёнка ехать во второй день. Я рассказала наш с Егором разговор, где я посоветовала ему, как можно найти его любимую математику в непонравившихся заданиях. Он действительно задумался. Но тем не менее, его контакт с АМ так и не состоялся, хотя Егору очень понравился АМ, и он очень хотел обратить на себя внимание. Даже всплакнул вечером из-за этого. Но ему хотелось вернуть именно тот момент, именно в тот момент сказать, что хотел, его горе было связано с тем, что тот момент не повторится. И вот Егору, как я понимаю, не только из семинара, но и вообще по жизни, надо научиться ценить именно текущий момент, не жить прошлым, и не привязываться к будущим событиям, уметь быть гибким в настоящем. У него действительно это очень выражено – когда при ходит лето, он скучает по снегу, зимой – по землянике, когда спеет земляника – ему подавай грибы.
Дети пришли с перемены. Я немного пропустила начало, когда пришла, они записывали совместное определение прошедшей перемене. Назвали её бегательная и обедательная. Поговорили о том, чем они отличаются. Дети очень хотели сказать сами. Как я понимаю, это непаханое поле работы – научить их ценить высказывания соседа и радоваться им.
Следующее задание – закройте глаза. Что вы можете назвать в комнате? АМ подходит к каждому и ребёнок говорит, что он помнит. Все тянут руки, хотят сказать ещё, но второй раз АМ никому слова не дал. Кстати, в этом задании Егор всё-таки отвечал, надо будет ему напомнить об этом.
АМ просит детей открыть глаза и назвать, что забыли. Но за столом не так интересно, и АМ переводит это в движение – один называет предмет, а остальные бегут и показывают. Участвовали, кажется, все, равнодушных не осталось. Потом АМ потребовал определять задания точнее, хвалил за точные формулировки. Сказал, что с постоянной группой таким образом можно работать в музее, так развивается потрясающая наблюдательность у детей.
Ещё здесь АМ обратил внимание на младшего Арсения, поругал его за постоянный вопрос «можно я?». У меня в такие моменты сердце кровью обливается. Но АМ очень уверен в себе. Говорит, что интуиция не подводит его в 98% случаев. Вот чем я всегда восхищаюсь в людях – уверенностью, даже если не согласна.
В этом же задании начинаются капризы у Миши. Лена мне потом сказал, что даже удивлена была, что в первый день ничего такого не вылезло. Ей стало яснее в каком-то смысле, что делать с этой Мишиной особенностью, что дело не в учителях, что что-то менять надо ей. Реакция АМ на капризы и истерику Миши: «У меня тут не детский сад, мне ваши истерики не нужны». Потом он объясняет всем, что в школе не место капризам вообще. Для меня это тоже важная тема, у меня в классе дети тоже пытаются капризничать. Но я тоже поняла, что не во все моменты надо вести себя одинаково, когда-то я действительно проявляю сочувствие, а когда-то тоже говорю, что оставляйте капризы дома маме, вы здесь не одни. С кем-то я поступаю тоже жёстко – не хочешь сейчас заниматься по моим правилам, топай домой, придёшь, когда будешь в хорошем настроении. Такие случаи у меня были всего два раза, переборщить очень легко. Эх, я тоже хочу интуицию и уверенность, как у АМ. Что меня поразило – раздражение АМ. Он был реально раздражён, я потом специально уточнила это. Он сказал, что никогда не играет в раздражение, что это только искреннее, а иначе это будет называться манипуляцией.
Дети пошли обедать, потом взрослые стали обедать, задержались, поэтому следующее задание АМ проводил только в присутствии детей, кажется, был только Томин папа.
Расскажу, что застала я. Дети парами играли на пианино, совершенно не умея этого делать. А у остальных было задание двигаться под эту музыку. Здесь, конечно, зажигали девочки, видно было, что это доставляет им несравненное удовольствие. Но и мальчишки стремились поиграть. АМ сказал, что играть будут те, кто лучше всех двигается, или хотя бы пытается. Тут и мальчишки пошли, так хотелось им поиграть. Мой не пошёл, правда. Всего три мальчика, один из них Миша. И вот на смене пары они втроём стоят у пианино, и АМ смотрит на них очень так, я бы сказала, изучающее. И говорит Мише: «А если я сейчас не дам тебе поиграть, ты закатишь мне истерику?» Миша пообещал не делать этого, и правда ведь не сделал. Более того, задание на этом прекратилось, а Миша остался расслабленным. Меня это обрадовало очень - если в человеке нет злопамятности, это о многом говорит. Еще в этом задании говорили о мелодии – на что она похожа? В основном всё получалось о грустном. Меня удивил маленький Арсений, он сказал, что музыка похожа на отступление. А ещё интересно сказала Тома, когда играли мальчики, АМ сказал, вот, у нас мужская пара. А Тома говорит, а музыка-то женская!
Следующее задание. АМ говорит, я сейчас буду вам читать отрывки из книг, а вы мне аплодируйте, если вам понравится. Родителям параллельно он говорит, что совершенно нет проблем заинтересовать ребёнка, оставить его в восторге, но не это главное в педагогике, главное – побудить ребёнка к действию, к мысли.
Построил пирамиду из книг. А на что это похоже? У детей снова десятки определений – и башни разные – Вавилонская, Пизанская, Эйфелева, перевёрнутая Эйфелева, Останкинская – и маяк, и часовня, и баобаб, и даже неизвестное мамонтовое дерево. Читать кусочками, отмечает АМ, один из способов мотивировать ребёнка на чтение.
Занятия окончены, ощущение, что как-то быстро всё кончилось. Взрослые переходят в трапезную, а дети остаются играть.
АМ стал спрашивать родителей о своих ощущениях, что они заметили, говорил, какой он талантливый психолог. Вот я не знаю, неужели всегда надо себя хвалить? Мне казалось, люди сами должны это замечать, но в реальности сталкиваюсь с тем, что люди чаще согласятся, что да, ты неважный специалист, чем похвалят и подметят что-то. Интересно, это закалка советской школы?
Подводя итоги, хочу сказать, что я рада, что попала к Лобоку на семинар. Я шла туда больше для себя, чем для своего ребёнка. Думаю, если бы шла ради ребёнка, то моя гордыня не позволила бы мне наблюдать за всем процессом. А поскольку мне интересно было именно действо в общем, то я очень довольна. Не знаю, пойду ли в следующий раз, согласится ли Егор, смогу ли в принципе. Но этот семинар совершенно точно был мне нужен и полезен.
Очень много людей пропадает без вести при переходе от слов к делу.