Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

Модераторы: МИА, Елизавета Юрьевна, Славяна

LadaVidneeva
Муми Друг
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Вт 19 мар 2019, 16:26

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

Сообщение LadaVidneeva » Сб 30 мар 2019, 03:03

спасибо за статью! у нее есть спорные моменты, но что-то для себя забрала. обнаружила для себя, что действительно готовлю дочь по примеру своих родителей :(

Аватара пользователя
Одуванчик
Королева Муми-Дола
 
Сообщения: 2701
Зарегистрирован: Пт 07 авг 2009, 21:34
Откуда: моск обл Коломна, Таганрог

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

Сообщение Одуванчик » Пт 19 апр 2019, 17:00

Дорогие родители школьников, кто меня читает. Помогите нам немножко продолжить то дело, которое мы неплохо делаем. Говорить с вашими детьми о разных книжках так, чтоб им хотелось читать и интересно было жить.

Тут на наши головы Минпрос придумал новый стандарт, в котором выстроена одна-единственная на всю страну программа по литературе. И все книжки жестко закреплены по годам. "Муму" - тут, "Сын полка" - здесь, а "Тарас Бульба" - вот там вот. И не только местами их нельзя поменять, но и заменить ничем. Хочу вместо "Сына полка" "Дочь батальона" - фик тебе.
Зачем Минпрос это делает? Затем, что ему надо что-то делать. Бюджет ему сократили, функции отобрали в Минобрнауки, беда. Как у Ходасевича "Сижу - и в смущеньи не знаю, куда бы мне руки девать". Ну вот дели. В нас. А нам некомфортно, когда руки в нас девают. Мы не хочем так. Помогите нам немножко по этим рукам постучать, что ли.

Для этого стучания сделано культурное место - платформа https://www.preobra.ru/index Там надо в правом верхнем углу за секунду зарегиться (хоть через гугл, хоть через фб) и дальше пойти в раздел "Литература". Можно почитать сам стандарт, можно и отзывы к нему. Там осталось 10 дней всего, а потом тю-тю. А отзывов на всю страну - всего 150...

На этой платформе вам предложат несколько вопросов о стандарте. Можно выбрать одно поле и там написать свое мнение.

Вот, к примеру, спросят вас, отвечает ли стандарт запросам современного мира. А вы таки хоба и пишете:

Современный мир требует, чтобы мы воспринимали человека как субъекта, имеющего право выстраивать собственную образовательную дорогу. Причем дорога эта не заканчивается школой. Стандарт же хочет запихать в голову каждого отдельного человека как можно больше одного и того же, в одной и той же последовательности - причем с такой скоростью, чтоб успеть запихать все к 17 годам. Дальше, видимо, люди учиться не будут ничему. В применении к литературе это гибель, потому что бОльшая часть впихуемых книг не писалась для людей этого возраста. Особенно русская классика. Она писалась взрослыми для взрослых. И оттого, что товарищам Зининым надо регулярно в больших количествах сочинять ЕГЭ и ОГЭ, а товарищу Кравцову очень понравились ВПРы во всех классах, эти книги не меняют своего свойства - оставаться сложными вещами, рассчитанными не на школьника и требующими времени для осмысления даже от взрослого. Если бы самих авторов стандарта и тех, кто его поддерживает, попробовали бы учить чему-то, чего они сами не знают и не умеют, по предложенным в Стандарте стандартам они взвыли бы немедленно: "Нам это неинтересно! Нам это много! Нам это не надо! Зачем регулярный контроль - вы мне не доверяете? Где же мой пряник? Остались только кнуты? Меня как меня тут собирается кто-то различать?" Так - давно ничему не учат в современном мире. Увы. Это - стандарт страха перед современностью. Его вполне могли бы обсуждать Феклуша с Марфой Игнатьевной на лавочке. Стандарт защиты от последних времен и огненного змия.

Сергей Волков
https://www.facebook.com/sergej.lupus?_ ... ts&fref=nf
Английский по скайпу т 8 926 723 18 23

Аватара пользователя
Одуванчик
Королева Муми-Дола
 
Сообщения: 2701
Зарегистрирован: Пт 07 авг 2009, 21:34
Откуда: моск обл Коломна, Таганрог

Re: Петрановская "Мы готовим детей к позавчерашнему миру"

Сообщение Одуванчик » Сб 20 апр 2019, 12:58

https://www.facebook.com/sergej.lupus/p ... 3557596843
Вот я бы как устроил школьную литературу?

Вариант первый – закрыл бы совсем как обязательный предмет. Чтоб от нее отвалились все мертвые методики, штампы, слова, экзамены, учебники и люди. Пусть пойдут в рост кружки, факультативы, литстудии, чтение вслух при свечах, всё, где творчество и добровольность. А обязательным предметом пусть будет расширенный русский язык, где будут учить читать, понимать и писать разные виды текстов, в том числе и художественные – именно инструментально, практически, для нужд, потребностей и дела.
Ясен пень, что этот вариант никогда у нас не осуществится.

Поэтому вариант второй – оставил бы на каждый год по 5-7 общеобязательных книжек. Остальное по желанию – учителя и детей.

Почему 5-7? Ну потому что в книжке надо пожить какое-то ощутимое время. Надо для начала смотивировать на ее чтение. А для этого часто приходится читать книгу вслух, работать на разогреве, чтобы дальше чтение пошлО. Надо в процессе или в финале вокруг книжки устроить какое-то действо: поставить из нее кусочки, придумать буктрейлер, устроить дебаты, визуализацию запузырить типа плаката или афиши и тыды.
Мне кажется каким-то большим враньем считать, что если книжка задана к уроку, то все приходят, ее прочитав. Это только если непрочитавших током бить, тогда может быть. А в реальности – в реальности современный учитель литературы должен быть организатором чтения. Мотиватором, фасилитатором, массовиком-затейником (простите, если кого обидел). У процессов, которые он индуцирует, есть определенный тайминг – их природа такова, ее не обманешь.

Дык вот. Возвращаюсь к 5-7 книгам. Школьный год – это примерно 34 недели. Они редко когда целиком сохраняются – болезни учителя, карантины детей, ВПР, форс-мажоры, детей снимают с уроков по множеству причин. Но пусть будет идеал – 34. В неделю мы видимся с детьми на литературе 2 или 3 раза, зависит от класса (я сейчас о 5-9 классах говорю).
И вот что у меня получается, например, в моем 9-м. Не как должно быть в сферическом вакууме, а в реальности.

5 недель мы сидели на романтизме вообще и на пушкинских стихах и «Цыганах». Пять недель – это 15 встреч. О романтизме как о направлении в искусстве и как мировоззрении поговорить, посмотреть живопись, послушать музыку. «Цыган» прочесть вслух и побиться об пушкинские вопросы. Сопоставить с «Макаром Чудрой». Прочесть «Кармен» и поговорить об опере, послушав кусочки. Какое-то количество стихов прочесть и обсудить. Самим чего-то написать. В конце сделать плакат, в котором отразить понятое. Я вам скажу, что всё это кочегарить очень непросто за такое время.

5 недель мы сидели на Грибоедове. Биография интересного человека. Прочитать «Горе от ума» - практически по ролям. Разговоры и обсуждения, письменные работы. Ставили кусочки и смотрели отрывки из спектаклей. 15 уроков. Много? Совсем нет. Начиналось с равнодушной отстраненности – закончилось жаркими битвами нескольких Чацких.

3 недели мы сидели на «Пиковой Даме». Потому что там есть что читать и обсуждать. Читать прямо в классе, с остановками. Задавать вопросы. Опять же тема карт, судьбы, рока, случая. Мистика. Тут же пришлось взять «Фаталиста». Тут же опера – смотрим куски. 9 уроков. Попробуйте уложиться. Конечно, если учителю самому про «Пиковую Даму» сказать нечего, можно и за 45 минут исчерпаться. Но правда же – это книга вполне обеспечивает ровное, сильное пламя на три недели как минимум. (Кстати, у меня уроки по 40 минут. Это значит, что на каждых 9 уроках я теряю один урок в сравнении с другими школами).

3 недели гоголевский «Портрет». Та же история, что и с ПД.

3 недели – пушкинская биография. Тут столько разных разностей вокруг этой жизни намешано и сплелось. А стихов сколько о пушкинской жизни есть. А картин(ок). Мемов одних на урок не меньше. Мы ж в эту биографию и собственно пушкинские стихи вплетаем. А когда стихотворение читаешь, о нем же говоришь. А когда говоришь, то и споришь. А когда 9классники заспорят – их пойди останови.

«Онегин». Ох. Я помолчу. И с благоговением послушаю тех, кто умеет разговаривать о нем за 5-6 уроков. За 5-6 – это при условии, что все заинтересованы, все прочли и готовы. Чтобы эти 5-6 уроков случились, нужно вокруг в три раза больше – все на тот же, извините, разогрев. Короче, у меня «Онегин» - это 8 недель. 2 месяца.

Итого у меня уже 27 недель ушло.

Оставшиеся 7 – на Лермонтова. Жизнь. Стихи. «Герой нашего времени». Главный роман для подростков. О том, что такое манипуляция и как играть на струнах человеческой души. И что делать, если не хочешь, чтоб манипулировали тобой.

Всё это – при идеальном раскладе. В реальности времени меньше и приходится торопиться.

Ну вот теперь и считайте, сколько я за год более или менее крупных вещей обсудил с детьми. Те же 5-7. А зато сколько я вокруг наплёл всего!
Но главное в этом процессе вот что: мы постоянно проверяем пульс и температуру класса – они живы? Они хотят читать? Им интересно обсуждать? Обсуждаемое присваивается, становится своим? Если нет – начинаем реанимационные меры, ищем, пробуем, меняем. У нас ведь книга сдохнет тогда, когда сдохнет ее потребитель. Если класс мертв, если ребенок не включен – книга не оживет.

И после всего этого мне смешно слышать, что я и такие, как я, ненавидят русскую классику и хотят ее убрать из школы. И что только стандарт, в котором будет по 25 произведений за год, ее спасет.

Вот скажите мне, вы бы хотели учиться в такой системе, которую я описал? Или чтобы так учились ваши дети или внуки?
Английский по скайпу т 8 926 723 18 23

Пред.

Вернуться в Школа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2