irina116 "Самый ценный подарок, который родители могут дать детям - это возможность найти свой путь еще в детстве."
С этим согласна, конечно. И иллюстрация к твоему рассказу была у меня в детстве перед глазами: родители подруги не хотели дать ей бесплатное музык образование, о котором она умоляла; обладая редким голосом, исключительной музыкальностью. Мотив их - тебе некогда будет помогать нам с младшими - после нее в семье родилась тройня.
Поддержать интерес ребенка - часто непростая задача, действительно Подарок.
Ягодная, я вспомнила анекдот про "детей не люблю, но сам процесс!". В общем, люблю я детоводство, начиная с процесса и далее.
По сути:
4 года... Нужно ВСЁ. Рисовать, лепить, петь, плясать, и на лыжах тоже. Плюс все, что интересно самим родителям - вышивание, вязание, каллиграфия, музеи, театры, велосипединг, яхтинг, собирание марок, ... Вообще не нужно - ничему УЧИТЬ. Счет, письмо, чтение, тетради по подготовке к школе, о мой кошмар - английский!!! Вообще не надо. Если ребенок развит - он в положенном возрасте научится этому на раз, не тратя бесценные дни детства.
Как мы удивляемся, когда читаем, во сколько стала писать стихи Цветаева, Пушкин, рассказы - Толстой, рисовать - Брюллов. Это было естественной средой ребенка, входило в классическое дворянское образование, и вот откликалось.
Главное все-таки, чтоб педагога это "вштыривало", и чтобы было самовыражение, а не дрессура и выучка.
И все равно, что он не художник, навсегда с ребенком останется, что взять кисть не страшно, а если повезло с педагогом - разовьется, и вкус, и музыкальность, и прочее. Есть это все в Москве, точно.
То есть в 4 года все не сложно, труднее позже, когда уже науки пошли. Кружки разные пробовать, и не бояться оставлять их - если это не просто лень. Что-то откликнется. Можно на форуме завести страничку про рекомендации кружков и педагогов, многие же водят детей к "волшебникам". Хоть перечень в нескольких словах.
(Я, наверное, ужасно назидательна в каких-то темах... Простите.).