Lesa » Вт 22 окт 2013, 16:30
Я тогда смотрела Арину и помню, что у нее на первый план выходили зрительно-пространственные трудности, довольно значительные, с указанием на вовлечение правого полушария. За зрительно-пространственные функции отвечает зона ТПО (пересечение теменной, затылочной и височной областей) левого полушария и почти все области правого полушария. Правое полушарие оно такое более диффузное. Конечно, окончательное становление зрительно-пространственных функций происходит к 12 годам, и то, что у вас было год назад уже тогда напрягало. Все, видимо, осталось на том же уровне.
Дисграфия - это прерогатива логопедов. Но тот тип дисграфии, который ты описываешь похож на тип дисграфии, связанный с недостатком зрительно-пространственных функций. Для него характерно:
1) Проблемы в ориентировке на листе бумаги: без отступа от края строки, или с большими все увеличивающимися полями, не удерживает строку, буквы пляшут (разный наклон и высота).
2) Не может запомнить частовстречаемые слова. Это то, что описываешь с Фамилией. Каждый раз она пишет ее по-разному и не может запомнить целостного "гельштата" слова. Слова можно писать по буквам, и это будет аналитическая стратегия, а можно целостно, и это будет стратегия правого полушария. Вот маленьких детей некоторые авторы предлагают учить читать не по буквам, слогам, а сразу слово целиком - это из соображений лучшего развития именно правого полушария у маленьких детей. Так, что она может написать 250 раз по-разному свою фамилию, имя, словарные слова. Они не запоминаются! Так, что тупое повторение, писанина 5 строчек подряд словарного слова совершенно не поможет таким детям. Детки так же могут переходить с письменных на печатные буквы и наоборот, так как только что помнили как они пишутся, а теперь забыли.
3) Тенденция к фонетическому письму, т.е. как слышат , так и пишут. Это опять же поскольку не могут запомнить гештальт слова, что есть слова, которые пишутся не так как слышатся. Например, пишут радосно, что фонетически совершенно верно.
4) Основная масса ошибок в гласных, в т.ч. в гласных под ударением. Ты как раз об этом пишешь. Да, есть и другие типы ошибок, но этих больше всего.
5) Могут написать 5-6 слов слитно.
6) Обилие не уходящих зеркалок. У вас их было очень много для 8 лет.
7) В математике сложности при переходе через разряд.
8) Не могут ориентироваться в планах, маршрутах, оттуда же не может ориентироваться в нотной грамоте.
Наверное, на втором плане у нее были типичные проблемы из комбинации 1 и 3 блоков: быстрая утомляемость, долго врубается в задание, не следует инструкции. Но, по-моему, это было не так выражено. Я досконально Арину уже не помню. Но вот эта комбинация 1-3 блоков дает ошибки по "невнимательности", "торопыги" и т.д. У Арины же на первом плане зрительно-пространственные проблемы, соответственно их и надо убирать. Я просто помню, что почти все время рассказывала тебе, как надо корректировать зрительно-пространственные функции. Видимо, в них и была основная проблема.
Теперь по поводу коррекции зрительно-пространственных проблем. Общий подход:
1) Разбираемся в теле. Где верх, где низ, что ближе, что дальше. Затем где у меня право, а где лево. Этот уровень базовый, это чувствование пространства телом. По идеи он закладывается внутриутробно (?), на первом году жизни. В норме перекладывание ребенка от одной груди к другой при кормлении стимулирует у него различение правой и левой стороны. Если там что-то как-то повреждено, то фиг знает как этот процесс происходит.
2) Освоение внешнего пространства путем движения. Например, по команде пойти налево, прыгнуть на 180 градусов, прыжок на 90 градусов направо. Надо понять где кто/что находится относительно меня, а затем и другого. Пример - игра рассадить зверей относительно друг друга по инструкции (зайчик справа от мишки, а шарик в левой руке куклы), , повторить движение (обычное зеркало и зеркало наоборот).
3) Разбираемся на листе бумаги. Где на листе бумаги верх, низ, право, лево. Графические диктанты, срисовывание по клеточкам этому помогает. На эту тему есть отличные пособия Салминой.
4) Конструирование и копирование сложных фигур, игры математическо-пространственные (тут еще соображалку развиваем).
Логопеды, да и все остальные, работают с 2-4 пунктами. И без 1-го уровня все как-то плохо получается. Занятия сенсомоторной нейрокоррекцией дают иногда удивительный результат именно на 1 пункте. Я помню девочку с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга, которая не могла понять в какой кучке лежит больше игрушек, что у нее находится выше нос или ноги. Там была полная катастрофа в первом классе. Мы с ней ползали, смотрели глазками за какой-нибудь хренью, дышали. И это дало какой-то удивительный результат. Она стала чуть чуть ориентироваться в пространстве, математике.... Хотя прицельно мы никогда этим не занимались. Я так и не понимаю глубоких механизмов почему это работает, но это ТОЧНО работает.
Похожие упражнения есть в гимнстике мозга пола Деннисона. Очень много пересекается. Пол Деннисон их разрабатывал изначально для дислектиков. Как раз ваш профиль. Плюсы его упражнений - они легкие и занимают очень мало времени, по 10-15 минут ежедневно. Если помнишь, то я на занятиях давала вам ритмирование: попить воды, перекрестный шаг, заплестись в крюки. Это из гимнастики мозга. Она помогает всем, улучшает способности абсолютно любого, но разрабатывалась именно для дислектиков.
Чисто мое соображение: сенсомоторная коррекция очень хорошо помогает с пространственными трудностями, а гимнастика мозга пола Деннисона имеет много с ней общего. Возможно именно на дислектиков со зрительно-пространственной дисграфией она отлично действует.
Конечно, заниматься пунктами 2-4 тоже надо, но без телесного уровня такие задания могут вообще никак не получаться! Даже самые простые! Но потихоньку этим заниматься малое количество времени стоит. Может пару раз в неделю по 20 минут. Ты это отлично можешь делать сама.
А что касается плюнуть ли на эту дислексию совершенно вопрос чисто социальный. Во-первых, насколько она выражена. У моего мужа, как ты знаешь она есть, но он может с большим трудом что-то прочитать. Это требует от него много сил и энергии, но это для него возможно. Сложную, техническую литературу он читает. Художку, конечно, нет. Если Арина совсем не читает, то попробовать поработать с такой степенью дислексии стоит. А основную массу литературы пусть слушает в аудиовариантах! Но прочитать документ, договор, платежку за квартиру, задание по математике в школе - очень желательно. Во-вторых, можно узнать есть ли у нас какие-то поблажки в законадательстве. На Западе при таком диагнозе официально разрешают не сдавать какие-то экзамены. В-третьих, понять где вы сможете проплатить, чтобы учителя/экзаменаторы не заметили дислексии-дисграфии. Моему мужу его дислексия-дисграфия доставляла только сложности при вступительных экзаменах в институт и в школе, из которой его каждый год выгоняли (кол по русскому языку, но по остальным предметам все было очень прилично). Ну, и соответствующее направление надо выбрать. В балетном училище вряд ли важно как она читает, а уж пишет и подавно..... Вот дисграфия сейчас практически никому не мешает жить. Есть секретари, комп, исправляющий ошибки и т.д. Как можно обойти выраженную форму дислексии я не знаю. Это аудиокниги, аудиолекции по некоторым предметам, профессиональные занятия спортом, творчеством. Т.е. как можно приспособиться жить с таким дефектом, при этом получая хорошее развитие? Если книги исключены, а это огромный поток информации, то как она будет приобретать знания?
София родилась 1 июня 2007.