Хоть и раздел семейного обучения, да еще и тема авторская, но мне кажется, мой текст лучше сюда.
Оля, если будешь против, перенесу куда-нибудь
Вообще, написала я это год назад, но все никак не удосуживалась нигде разместить.
Раннее обучение английскомуКогда-то я говорила, что обучать языкам рано не нужно, что вот я стала учить английский в 11 лет и прекрасно им владею, что это должно быть осознанное желание достаточно взрослого ребёнка, что пока нет личного стремления, не будет и чувствования другого языка.
Но вот пошёл мой старший ребенок во второй класс… А там – английский. Обязательный. И никак я не думала, что учить детей можно по-другому, чем меня в школе. А мы-то в 5-м классе целый год изучали правила чтения, простые самые слова, язычок перед зеркалом тренировали. Это в самой обычной школе, по самому обычному учебнику. И то, кстати, далеко не все свободно ориентировались в языке даже на школьном уровне, несмотря на простоту преподавания.
А сейчас – второй класс должен разбираться в глаголах-связках, модальных, обычных, понимать их отличия. Тесты на каждом шагу! Теоретически, в сопроводительных записках к учебнику пропагандируется говорение, простые диалоги, игры и песни на английском. Но практически – дети должны много писать, заучивать написание английских слов, делать много заданий на правильное положение глаголов и артиклей, изучать грамматические понятия, пока ещё незнакомые даже в родном языке.
Когда я это увидела, я взглянула на раннее обучение языку немного под другим углом. Я не стала бороться с системой, задатков Дон Кихота во мне нет. Но мне пришла в голову мысль: «Может, стоит начинать учить английский немного раньше школы?» Доводы мои такие: дети познакомятся с незнакомым языком раньше школы, у нас будет время обсуждать другую культуру, не надо будет никаких обязательных знаний никому демонстрировать, можно будет петь, смотреть мультфильмы, играть, рисовать вволю. К тому времени, как придется приступить к грамматике, появится интерес к языку, а это всегда помогает сосредоточиться на неприятных обязанностях. Конечно, теоретически интерес может и не появиться, но всегда реально учить так, чтобы детям было весело и интересно, к каждому ребёнку вполне можно найти свой подход, нащупать его интересы.
И я попробовала. Сначала у нас собралась совсем небольшая группа 5,5-летних детей – моя дочь Лиля, Ваня, Веня и Серёжа. Это очень благодарные ученики – они с удовольствием со мной прыгали, рисовали, пели, повторяли простые стишки.
Благодаря помощи моей подруги, преподавателя английского и сотрудника одного из британских издательств в России, я подобрала хороший курс для малышей. Забегая вперёд, хочу сказать, что можно и без специального курса обойтись. Но для меня, не имеющей никакого совершенно опыта преподавания английского, это было важно – хорошие учебники, качественные аудио и видеозаписи, прекрасная подробная книга для учителя, красочные карточки с лексикой, учебники для детей, в которых они работали с удовольствием, даже специальная компьютерная игра на изучение слов.
На пару месяцев позже к нам присоединились Софья и Сима. Это девочки на 1,5-2 года старше остальных ребят, но они хорошо вписались в группу. Правда, школьным курсом им пришлось начать заниматься раньше, по возрасту им надо было сдавать экзамены раньше остальных. Также почти через 2 года обучения к нам присоединилась Лада. Так что последние полгода занятий по британским учебникам мы занимались всемером.
Иногда были ситуации, когда ученики говорили: «Я не понимаю, я не хочу, я не буду». Но это решалось с помощью родителей, где-то отступали назад, где-то я готовила больше заданий, нравящихся именно этому малышу. Думаю, что такие ситуации происходили от моего недостаточного опыта, но благодаря поддержке родителей моих учеников, их вере в меня, мы справились.
Когда наступило время готовиться к первым аттестациям по английскому, весь учебник второго класса мы прошли за полтора месяца, подготовились по тестам, новых слов пришлось ребятам выучить меньше десятка. А на самом деле - 2,5 лет лексических занятий хватит им и на третий класс, и ещё немного останется.
Небольшие заметки об организации занятий с малышами, которые помогли лично мне:
• Занятия должны длиться 30-35 минут, не больше, хотя бы первые полгода, иначе дети устают, и отбивается всякая охота к учению.
• Очень дети любят стишки и песенки. Несмотря на насыщенность наших учебников данным видом заданий, я всё время подбирала что-то дополнительно.
• Какой бы курс не использовался в работе с детьми до 10 лет, всегда прекрасно идут физминутки, подвижные игры, смена положения тела, в общем. И даже когда нет в задании такой части, если учитель придумает, как подвигаться, ученики с благодарностью откликнутся.
• Экзамены сдавать не надо, но знания свои демонстрировать ребятам хочется! Поэтому у нас было несколько праздников, где ребята могли похвастаться своими новыми умениями перед своими родителями. Мы пели песенки, разыгрывали сценки и читали стихи.
Немного вернусь к своим самым первым ученикам, с которыми мы начали изучать язык только во втором классе. Опять-таки, благодаря поддержке родителей, мы справились, я считаю, достойно. Во-первых, занятия мы начали с августа по пять уроков в неделю, позже перешли на четыре урока в неделю. И только благодаря этому у нас с ребятами была возможность не только мучить грамматику, но и много играть, говорить, петь, двигаться, смотреть мультфильмы. К сожалению, такая возможность частых занятий сохраняется не всегда. У ребят появляется много обязанностей по другим школьным предметам, и интересы жизненные распространяются далеко не только в сторону английского (что прекрасно), и у преподавателя, особенно в нашей поселенческой реальности, не всегда есть возможность проводить 4-5 уроков с одной группой ребят в неделю.
В частности, ещё и поэтому вариант с изучением языка за пару лет до школьного изучения мне кажется очень удачным.
Кстати, наверняка всё сказанное относится не только к английскому, но и другим иностранным языкам.
Очень много людей пропадает без вести при переходе от слов к делу.