Страница 1 из 8
Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Чт 29 сен 2011, 18:50
Lesa
Сейчас модно говорить о психологической подготовленности ребенка к школе\учебной деятельности. Для успешного обучения ребенку необходимо быть внимательным, иметь хорошую память, не уставать, не торопиться, уметь себя сконцентрировать и т.д. Кроме того ему необходимы определенные пространственные и фонетические навыки. Так, дети часто зеркалят буквы, что говорит о том, что они видят пространство искаженно. Такой ребенок при копировании фигуры может пропустить верхний правый угол. Он просто напросто не видит его!!! Или видит в повороте на 90 градусов. Представляете, что происходит при таком восприятии когда учительница что-то пишет на доске. Или другой пример, когда ребенок не достаточно различал слова. Для него слова бочка - дочка - точка звучат одинаково. И вот один из малышей из отличника по математике превратился в двоешника. Это оказалось связанным с тем, что он не понимал, что такое "пася икс откладываем" (по оси икс откладываем). Как правило такие вещи в обычной жизни не замечаются, но в школьной деятельности они могут стать причиной неуспешности. Отсюда бесконечные пропуски букв, сложение вместо вычитания и т.д., что в народе называется "невнимательностью". Помимо узко школьных задач, решаются и более общие, такие как контороль и регуляция за своей деятельностью, повышение энергетичности организма и другое.
Нейропсихологическая коррекция основана на представлении о трех функциональных блоках мозга. 1-й блок - это энергетика, бензин.Сюда относят ствол головного мозга При нарушениях в этом блоке характерны утомляемость, истощаемость, колебания настроения, медлительность или гиперактивность, нарушение тонуса мышц, ПСИХОСОМАТИКА (бесконечные сопли, простуды при посещении сада\школы). Если нет бензина, то машина никуда не поедет. Учебная деятельность требует очень больших энергетических затрат. Необходимо наладить работу этого блока для обеспечения энергией других процессов.
2- блок - это восприятие, хранение и переработка информации. Это затылок, темя, висок. Этот блок обеспечивает такие психические процессы как восприятие, пространственные представления, графические навыки, и другое. Про пропуски букв и неразличение слов, о которых говорилось выше, сюда.
3-й блок - это контроль, целепологание, программирования. При нарушениях в этом блоке нет интереса к учебной деятельности, все усваивается с трудом. Для успешного выполнения задания необходим взрослый, который будет заставлять что-то делать. Ему очень тяжело самому себя контролировать, подчинять свое поведение правилам, целям.
Если все 3 функциональных блока работают хорошо и слаженно, то проблем с учебой\развитием не будет никаких. Это как бы такая благодатная почва, на которой произрастут любые семена.
Как происходит нейропсихологическая коррекция? Обычно она состоит из двух частей психомоторной и когнитивной, так же добавляют третью психологическую. Психологическая часть - это всевозможные тренинги для детей, развивающие их эмоционально-волевую сферу, корректирующие поведение и т.д. Когнитивная часть - это различные упражнения типа найти четвертый лишний, пройти лабиринт, заштриховать фигуру и т.д. Книг по развитию когнитивки масса. А вот психомоторка - это ноу-хау. Это своеобразные двигательные упражнения. Типичным примером является ползание. За счет ползания мы нарабатываем межполушарное взаимодействие. Ведь надо ползти одновременно правой ногой и левой рукой и работают сообща два полушария. Есть и много других упражнений, которые ЗАПУСКАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МОЗГУ. А работаем мы с мозгом. Все упражнения, которые делаются в нейропсихологии известны. Фишка в том, что мы понимаем на, что воздействуем и соответственно можем активировать нужные части мозга в нужной нам последовательности. Это важный момент. Важно добитиься целостной, интегрированной работы мозга. Второе: коррекция выполняется длительное время (4-9месяцев) при обязательном условии ежедневного выполнения задания!!!!! Иначе мозг не перестроится, и мы получим эффект в стократ меньше. Занятия пару раз в неделю не эффективны или малоэффективны.
Как это будет организовано? 2 занятия в неделю по 45 минут (обычно совмещается в одно полуторачасовое). Вы же выполняете дома тоже самое каждый день. Можно заниматься индивидуально или в мини группах (3-4 человека). Возможно проведение занятия как дома, так и в центре рядом с метро академическая\ленинский проспект. Если есть какие-то сложности, диагнозы и.т.д то можно пройти расширенную нейропсихологическую диагностику. Так же можно заниматься маме вместе с ребенком. В результате ребенок начинает с большим удовольствием делать упражнения, а мама с пользой для себя проводит время.
Для кого показана нейропсихологическая коррекция в первую очередь: дети с патологией беременности, родовыми травмами, с кесаревым сечением (неправильный запуск программ развития), те кто мало ползал, часто болеющие дети, наличие мышечных тонусов, диагнозы СДВГ, ММД и др.
Если интересно, то пишите, спрашивайте))))
З.Ы. Я тут писала все о детях, но ее можно коррекцию проводить и взрослым, просто мозг у взрослых не такой пластичный и результаты соответственно...
Читайте комментарий на 7 странице о минусах нейропсихологической коррекции.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 30 сен 2011, 13:13
Мамашка
не поняла - вы проводите занятия сами? если, да - можно о вас поподробнее (опыт, образование)

спасибо
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 30 сен 2011, 16:11
Жуженька
Lesa, скажите, пожалуйста, поведение кесарят в группе эти занятия корректируют? А именно постоянное разрушение совместной созидательной и игровой деятельности в группе детей?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 30 сен 2011, 20:08
Мамашка
Не думаю что это от "кесаря" - мож воспитание подкачало?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 30 сен 2011, 20:27
Жуженька
Привет, Свет! От Кесаря, не иначе! Не первый случай, кстати. Я по таким ситуациям безошибочно кесарят определяю. Другое дело, что неизвестно все ли так кесарята себя ведут. Кстати ЖВЦ об этом говорила, а я вижу на собств опыте, что это так. А насчет воспитания там всё идеально. Коммуникативный тренинг и занятия с психологом проблему не решили.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Сб 01 окт 2011, 20:47
Lesa
Мамашка
Занятия провожу я. Мне 28 лет. По образованию психотерапевт (есть диплом, сертификат). Работаю в институте Сербского в отделении неотложной психиатрической и психологической помощи при ЧС. Нейропсихологической коррекции обучалась и стажировалась в течении года у разработчиков этого метода. Основоположником считается Семенович, но эта тетенька создала чистую теорию, а вот конкретные упражнения придумывала другая группа людей. Я училась у ее непосредственных последователей - практиков. Занятия можно проводить как в центре, в котором я обучалась (там же проходит диагностика), так и в каком-то другом месте.
ВЕРА
Нейропсихология корректирует очень глубокие, базисные вещи. То, что закладывается внутриутробно, во время родов, на первом году жизни. Это коррекция на сенсомоторном уровне. Поэтому изменения очень глубокие. Часто когда обычные педагогические приемы не работают после нейропсихологической коррекции они дают прекрасные результаты. Мозг дозревает до нужного уровня. Вообще здоровые дети, прошедшие эту программу коррекции очень сильно отличаются от других. Они усидчивые, спокойные, здоровые, с первого раза схватывают материал. А для ребенка с патологией - это шанс выровняться. Отлично решаются учебные проблемы, гиперактивности или, наоборот, медлительности, импульсивность, неумение себя контролировать, сдерживать.
От чего ребенок в данном случае так себя ведет непонятно. Может воспитание, может гены, может несформированность коры и т.д. Можно придти на диагностику и понять насколько нейропсихологическая коррекция решит данные проблемы. В каких-то случаях такие занятия кардинально меняют ребенка, в каких-то нет. Хотя полезны такие занятия абсолютно всем. При кесаревом изменяется последовательность включения двигательных паттернов, что влечет за собой проблемы, так как каждый сформированный двигательный навык является основой для построения следующего более сложного движения или «двигательной мелодии». Искажается двигательная сфера - искажается речевое развитие, что в свою очередь ведет к искажению в эмоциональной сфере. У гиперактивных детей часты расторможенность, импульсивность, постоянные конфликты, избыточная агрессивность. Если ребенок слабый, то это может вызвать гиперопеку и сформировать такие черты как тревожность, пассивность.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Сб 01 окт 2011, 21:02
Жуженька
Lesa
Спасибо за ответ! Я с вами согласна, занятия с нейропсихологом очень полезны! Мы сейчас как раз записались на психомоторную коррекцию. Начнем с этой недели занятия.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Вс 02 окт 2011, 18:35
Lesa
ВЕРА
Только не ленитесь делать домашнее задание каждый день и результаты будут отличными!
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пн 03 окт 2011, 11:55
Zula
Lesa,Мне очень интересно Ваше предложение (привет ровесникам

)
Есть несколько вопросов:
-Какие занятия более эффективны в группе или индивидуально
-Занятия на дому - это у вас или приезжаете к пациенту
-Стоимость занятий в группе,индивидуально,на дому и в центре (можно ЛС)
-Продолжительность в плане количества занятий
-КС у детки,ревность,сложности в построении взаимоотношений со сверстниками ЭТО уже и есть показания для работы?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Вт 04 окт 2011, 18:42
Lesa
Zula
Если ребенок сложный, то необходимы индивидуальные занятия. Если ребенок нормальный, то можно заниматься и в мини группе 3-5 человек. Некоторые центры говорят, что в группе эффективнее, типа нарабатываются социальные навыки. На самом деле в нейропсихологической коррекции специально социальные навыки не отрабатываются. Но поскольку ребенок находится в группе, то естественно что-то нарабатывается. Это все равно, что сказать, что на физкультурных занятиях нарабатывается речь. Естественно, это происходит так как учитель говорит, и ребенку приходится воспринимать речь. Группа может лучше мотивировать ребенка и т.о. занятия становятся более эффективные. Но в первую очередь это повышение эффективности центра (больше денег получает). Если ребенок нормальный, то группа не снижает эффективности занятий, а мотивации и веселья добавляет. Эффективность добавляет предварительно проведенная нейропсихологическая диагностика, она может выявить кое-какие вещи и, соответственно, исходя из них можно подстроить программу. Эффективность так же добавляет промежуточная диагностика (месяца через 2-4). Кроме того если вы занимаетесь в группе, то по тем же соображениям желательно наличие одинаковой патологии. Так, ребенку у которого проблемы с подкоркой надо одно, а с корой совершенно другое. Слишком разных детей брать в одну группу нельзя, здесь стоит предпочесть индивидуальные занятия.
Занятия на дому возможны у вас и у меня. Здесь все зависит от того где вы живете. Проведение занятий у меня возможно, но не для всех. Это связано в том, что в моей большой комнате стоит много игрушек, и если ребенок будет на них отвлекаться, то это будет мешать. Тогда лучше заниматься в центре.
Занятия каждую неделю, с ЕЖЕДНЕВНЫМ выполнением домашнего задания в течении 4-6 месяцев. Домашнее задание будет занимать минут 40 когда наловчитесь.
КС - показание для нейропсихологической коррекции. Трудности в построении взаимоотношений со сверстниками вещь сложная. Здесь надо смотреть откуда корни растут. Может у него недостаточно общения? Может нет хорошего примера? Может его раздирают внутренние психологические конфликты? Тогда надо менять образ жизни, обращаться к психологу. Или он просто не может усидеть на месте и из-за этого нет продуктивного контакта с детьми? Или он плохо себя чувствует, часто болеет и у него не остается сил на общение? Чтобы точно ответить на вопрос насколько поможет нейропсихологическая коррекция надо пройти диагностику. Если нейропсихологический статус ребенка идеальный, то дело в другом. Обычно даже здоровые дети после коррекции становятся гармоничнее, более восприимчивые, менее конфликтные, более собранные, энергичные и соответственно все другие методы коррекции дают гораздо лучшие результаты. Именно поэтому нейропсихологи рекомендуют вначале психомоторку, потом когнитивку, а потом уже психологические тренинги.
Надеюсь, что ответила на вопросы.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Вт 04 окт 2011, 19:18
Елизавета Юрьевна
Меня интересует. Началась школа, и ребенок перестал держать внимание. Иногда совсем невменяемый. Папа очень беспокоится. Но мы далеко. Тут, в Зеленограде не искала - даже не натыкалась на такую инфу. Сама нейропсихологическими методиками не владею, да и сложно мне с ним заниматься, диагностировать, и у него терпения, и у меня не хватает, я - флегматик, а он все время убегает, меня это тоже нервирует((
Интересуюсь, где можно пройти диагностику и сколько стоит.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Вт 04 окт 2011, 19:54
sim-sima
Меня тоже интересует.А что означает наличие у ребенка тонуса в мышцах,в частности тонус языка и кишечника.Занятия это корректируют?Или с этим лучше к остеопату?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Ср 05 окт 2011, 10:58
Lesa
Frankenstein's Bride
Скорее всего ребенок станет более уравновешанным после нейропсихологической коррекции. Если это СДВГ (даже истинный) то можно практически полностью скорректировать. Но, чтобы точно сказать в вашем конкретном случае надо пройти диагностику. Школа очень часто выявляет скрытые дефекты так как начинают предъявляться высокие требования, нагружаются те функции, на которые ранее никто не обращал внимания.
А вот заниматься надо каждый день, даже если очень сложно. Сейчас есть центры, где предлагаются занятия 2 раза в неделю, а дома родителям ничего делать не надо. От таких занятий эффект скорее обще развивающий. Не соблюдается основной принцип замещающего онтогенеза, невозможно выработать автоматизмы. Можно нароботать межполушарку, немного лоб. Так что для хорошего эффекта надо пахать дома родителям. Это адский труд. Причина непопулярности нейропсихологической коррекции именно в ее трудоемкости для родителей несмотря на высокую эффективность (при некоторых видах патологии просто фантастическую). На занятиях подбирается программа, вас обучают делать упражнения, следят за правильностью их выполнения, но саму коррекцию осуществляют дома родители. Они ведь каждый день с ребенком!
sim-sima
Вряд ли у ребеенка есть только изолированный тонус кишечника и языка. Тонусы снимаются с помощью остеопата, массажиста, иглорефлексотерапии, растяжек, обратной связи, релаксации. Все методы хороши. В любом случае снятие тонусов нормализует работу стволовых структур и повышается общая энергичность организма. В нейропсихологии для работы с тонусами используются растяжки, отслеживание ощущений, релаксация. Помимо непосредственной работы с тонусами (и соответственно нормализации работы ствола) происходит наработка таких навыков как вхождение в измененное состояние сознания (вся йога как известно делается именно в этом состоянии, и вообще пребывание в этом состоянии благостно действует на организм), построение схемы тела (в некоторых теориях психосоматики основной упор делается на наработку схемы тела), активизация правого полушария (правое полушарие отвечает за все пространственные штуки, в т.ч. "Я в теле") и кроме того вам дается инструмент, который вы сможете применять на протяжении всей жизни. Очень часто детки потом сами без напоминаний родителей начинают практиковать некоторые упражнения. И еще в нейропсихологии мы не занимаемся только снятием тонусов, мы работаем с мозгом. Одна работа с тонусами однобоко воздействует на мозг (только на ствол). А один из основных принципов это постоянная работа на все 3 функциональных блока мозга. Это дает совершенно другой эффект. Опять же если есть какие-то очень сильные тонусы, да еще такие необычные, то может быть рекомендовано помимо нейропсихологической коррекции сходить к остеопату, массажисту и т.д. Это я все к тому, что остеопатия не отменяет нейропсихологическую коррекцию и наоборот.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Ср 05 окт 2011, 11:24
OlgaO
Frankenstein's BrideНейропсихологи, как и другие специалисты, точно есть в центре Тверской. Находится это на м. Маяковская.
http://centertversk.ru/ Бесплатно, кстати, по крайней мере, для жителей Москвы. Разговаривала с заведующей не помню каким отделением (нейропсихолог) - очень знающий специалист. И занятия там есть корректирующие. Вообще центр очень хороший, только о нем знают мало.
Сначала диспетчерский прием, ребенка (в присутствии родителя) смотрят 3-4 специалиста - разных и составляют некоторое мнение, что корректировать и как.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Ср 05 окт 2011, 12:58
Ягодная
а с какого возраста ребенка можно применять эту методику?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Ср 05 окт 2011, 14:30
Lesa
Ягодная
С 5 лет
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Ср 05 окт 2011, 16:02
sim-sima
А поражения какой области легче корректируются(из трех, перечисленных в начале темы)?
Измененное состояние сознания-это, типа медитации? Для детей?
А какова цена вопроса?

Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Чт 06 окт 2011, 14:04
Lesa
Межполушарные связи можно сформировать практически у всех. Лоб тоже хорошо нарабатывается (его окончательное формирование заканчивается в 12-15 лет). Подкорка наиболее сложная часть. К сожалению ее формирование заканчивается к первому году жизни. Но без бензина далеко не уедешь. Кое-что все равно можно сделать. Мозг ребенка очень пластичен. В нейропсихологии никогда не работают с чем-то одним. Всегда все в совокупности. Так при проблемах с 1 функциональным блоком неправильно заниматься только им, другой вопрос в какой пропорции.
Измененные состояния сознания (ИСС) это и медитация тоже. Но в нейропсихологической коррекции используется отслеживание ощущений и релаксация. Вообще в ИСС необходимо входить каждому человеку раз в 1,5 часа. У взрослых людей наблюдается катастрофическая нехватка ИСС. Нахождение в ИСС гармонизирует, выравнивает, восстанавливает человека. Для детишек постарше лет с 8-9 можно использовать простые визуализации, медитации, энергетические упражнения.
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 07 окт 2011, 10:42
Zula
Lesa писал(а): Подкорка наиболее сложная часть. К сожалению ее формирование заканчивается к первому году жизни.
А как натренировать или развить подкорку у малышей?Есть ли методики и упражнения?
Re: Занятия по нейропсихологии

Добавлено:
Пт 07 окт 2011, 12:39
Lesa
Для совсем малышей МАССАЖ, остеопатия, рефлексотерапия, ванны с солью и травками, акупунтура, много гулять. И все чего найдете. Помимо общеукрепляющих процедур важно и правильное развитие: вначале сел, а потом встал, много ползал, отсутствие памперсов. В дальнейшем не перегружать ребенка учебой, так как это обкрадывает другие области мозга.