какая тема! спасибо. статью прочитала, дала маме и мужу, всем нам понравилось.
муж сказал, что да, всё так.
мама: "примеряла на наши поколения. прабабушка с дедом один в один. Она была травмирована чудовищными 30-ми. Жестойчайшим падением по социальной и материальной лестнице, отсутствием мужской любви. А тут мальчик, шебутной, непростой, нелюбимый, лишний. Била веревкой, но болела за него всей душой, а он уверен был что его не любят. Итак всю жизнь пронес печать этой нелюбимости. Невероятное удалось бабушке (жене деда.) Не дать свихнуться ему, ежесекундно доказывать, что его могут любить и любить меня всей душой. И дальше семье удалось вырулить, создавать полные семьи, у детей появился отцовский стреотип, наши женщины женственны и любимы. В папиной семье огромнейшую роль противодействия катку, восстановлению семейных ценностей сыграла прабабушка. Евреи вообще отдельная история, они в части детей-родителей-семьи гениальны. Видимо ужастенйшие испытания и лишения привели к этому пониманию ценности семьи..
К сожалению, государство наше - это именно государство управляемое железными злобными бабами и их неудачнейшими параноидальными детками. ТОлько на госдолжностях они компенсируются за счет нас."
я прочитала тему целиком, огромное спасибо поделившимся семейными историями. хочется согласиться со всеми точками зрениями разом. я помню рассказы деда, про то какими радостными были их детские забавы, их игры, интересными их книги, а еще я знаю его ох какую непростую судьбу. он хвалил времена своего детства, ругал невзгоды и советскую власть, да и нынешние времена тоже...
недавно совсем прочитала историю нашей семьи (есть и дневники блокадного Ленинграда, и воспоминания бабушек, и архивы фото, дневники прадеда). я понимаю, почему ее мне в детстве не рассказывали. они очень позитивно про все писали, но я рыдала. это стршные времена (дореволюционные, революционные, война, послевоенные годы и т.п. и т.д.) и так все обыденно легко рассказано, а за словами - трагедии поколений и отдельной семьи. прадед - преподаватель философии в Киевском университете неправильной национальности, другой - хозяин мастерской (сбруи делали), на музыкальных интсрументах в деревне в ансамбле играл, во фраке выступал, в доме журналы мод были, по которым одежду шили, третий - хозяин земель (лес продавали-сплавляли). у всех судьбы непростые, можете себе представить, что они пережили. Прабабушка врач, другая экономист - они мощные, сильные железобетонные, детей и всю семью подняли. дед, например - доктор наук, брат его тоже доктор наук, с мировым именем. семьи после войны уже были маленькими один, реже 2 ребенка. больше - не поднять прсто.
Про демографию после войны: был всплеск рождаемости, когда дети войны подросли, а потом в 80-ые гг когда рождались их внуки, но провал уже тогда был - у военного поколения (погибли, сгнили в лагерях и тп - миллионы) не родились дети, внуки... в СССР численность населения "приростала" за счет южных республик Таджикистана и прочих " -станов". так что рассказы про демографический рост были еще одним мифом.
пили тогда страшно (и после войны вернувшиеся спивались - на войне они героями были, а вернувшись стали шестеренками госмашины), потом тоже пили (мамины деревенские ровесники не доживали до 40 лет - гибли по пьяне (все из воспоминаний, в нашей семье практическм не употребляют алкоголь), вспомните в 80-ые гг боролись с пьянством - вырубали виноградники, боролись с наркотиками (по воспоминаниям мамы - пара ее одноклассников сели за наркотики в 70-ые гг). не надо думать, что если в газетах не писали, то этого не было
я видела деревню в 80-ые гг.: рисуборочные комбайны в новгородской области, поля засевавшиеся, но не убиравшиеся подряд 5 лет!, в полях вязла и гибла дорогущая немецкая техника. денег вложено было немерено, но все зарыто на корню. местные трактористы меняли солярку на спирт и разбивались до смерти на тракторах.
Деревню разрушило: коллективизация, когда отобрали все (многие не пережили и спились); раскулачивание (уничтожили лучших хозяев, верх взяли местые бездельники и самые алкаши); отток самых лучших в каждом поколении в город (в деревне перспектив не было); алкоголь, переселения. Кстати, если кто не знает, законы о земле и поныне не приняты... Вся интеллигенция съехала оттуда еще до войны, потом угасли и театры, клубы, церкви, самодеятельность, музеи и коллекции, музыка и прочее.
про 90-ые гг - их лихими и бандитскими называют те, кто были тогда лихим и бандитом. маму у меня в 90 гг выбрали депутатом (как некоммунистку и человека с человеческим лицом). в тот момент депутатов района на прямую выбирали и тут же спрашивали результат. было за версту видно - кто есть кто, общение было личным, прямым.
Я помню, как мы с мамой старушкам (кстати и Шереметьевым, и Волконским и другим извенстным фамилиям, выпускницам Смольного института и т.д. - центр СПб интеллегенция) разносили огромные посылки гуманитарной помощи; как устраивали зеленые акции и сажали в дворах-колодцах кусты и деревья; как районные депутаты давали помещения театру и детскому центру раннего вмешательства, как люди радовались "что не коммунисты", как регистрировали первые частные фирмы и они делали фарфор, керамику, часы, шили плащи и обувь (в основном - не торговля). Помню как собирались художники, фотографы, музыканты, писатели, всякие доктора разных наук и беседовали-беседовали о волне свободы, гласности и демократиию и радовались переменам, глотку свободы и первым заграничным поездкам. помню как когда был путч, районные депутаты узнав, что у нас в военных училищах - полно военных пригнали и те трое суток без еды-питья-сигарет, организовали и сами привезли и еду, и питье, и сигареты. было тяжело всем, но как кто прошел тот этам- показатель личности человека...
простите много букв, может, потру потом все напрочь. только уж очень дискуссия интересной оказалась. моя семья - все почти сплошь оптимисты, знающие что все будет хорошо. интеллигенция, а ее основной признак у нас, в России - оппозиционность власти, что мы и наблюдаем, как раньше, так и теперь...