""Кувада" мужская обрядовость во время родов"
отсюда http://pagan.ru/forum/index.php?showtop ... omsearch=1
Роды само собой дело женское, но в традиции многих народов, русский народ не исключение, роль мужчины была не менее важной. Называлась мужская обрядовость в дородовый, родовый и после родовый период "Кувада".
В прежние времена редко мужчина оставался пассивным наблюдателем или не участвовал вовсе в процессе рождения своих детей, ну если только находился в тот момент в дали от дома по важной причине.
Считалось, что еще нерожденный ребенок незримо связан с отцом и нуждается в его защите особенно при рождении первенца.
Участвовал отец и в подготовке к тому, чтобы роды прошли быстро легко без проблем . Будущий отец исполнял ряд символических действий произнося заговоры отпирал замки, открывал сундуки, развязывал пояса и на себе и на жене, расстегивал все застежки и на своей и на жониной одежде. Ни что не должно было препятствовать появлению малыша и раскрытию тела (родовых путей). Мог, находясь рядом с женой в процессе родов кричать вместе с ней, чтобы помочь открыться телу жены.
Участвовал муж и в символических родах. Такой обряд мог заключаться в том, что мужчина ложился на постель стонал и охал изображая схватки, отвлекая тем самым злые вредоносные силы от истиной роженицы. В процессе таких символических родов домашние подкидывали отцу на колени куклу пеленашку изображавшую младенчика или куколку так и называвшуюся кувадка (по названию обряда). Считалось, что вредоносные силы вселятся в куклу и оставят в покое ребенка.
Но участвуя в Куваде мужчина мог испытывать и настоящую боль. В Полесье повитуха привязывала нитку к члену мужа, забравшегося на печь или крышу, и отдавала другой конец роженице: при каждой схватке та дергала за нитку, передавая боль супругу и говорила: "А тебе больно? От мени больно, хай и тоби также будэ".
Наши предки считали, что роды вдвоём помогают защитить ребенка от грозящей опасности и особенно от "подмены" (рождения хилого больного ребенка). Также отцовские роды гарантируют законность ребенка.
Ну и уж самая лучшая первая пеленка - снятая с отца рубаха с его запахом и еще хранящая тепло отцовского тела. Завернутый в отцовскую рубаху малыш спокойней и крепче спит, а отец становится более внимательным и заботливым со своим чадом.
Участвовал отец и в отделении ребенка от матери в его переходе в мир людей. Отец перерезал пуповину и как правило имел влияние и на будущий выбор профессии ребенка. Пуповину перерезали на предмете, который символически приобщал ребенка к будущей профессии (не только на обухе топора для мальчиков и веретене для девочек).
Не смотря на то, что многое из родинной обрядовости, а тем более совместной не практикуется и забыто, все чаще мужчины участвуют в рождении своих детей, тем самым укрепляя связи с ними.
"Роды в народной традиции"
Н. Ю. Карпухина (Краснодар)
При рождении ребёнка для отвода глаз злым духам часто совершали обряд «Кубатка». Муж переодевался в платье жены и занимал её место в постели. К стонущему мужу подкладывали спеленатую куклу-«пеленашку». Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и новорожденного.
Вообще муж роженицы нередко принимал участие в родах. Например, в Полесье помощь будущего отца была активной и разнообразной. Он приносил и нагревал воду, поддерживал жену при потугах, выполнял указания повивальной бабки. Совершал он и магические действия: поил водой изо рта жену, стоя по разные стороны порога, переступал через роженицу, лежащую на полу. Или наоборот: она трижды перешагивала через его ноги или принадлежащую ему одежду (штаны, пояс), он кричал и стонал вместе с рожающей женой (Саранский у. Пенз. губ., Ветлуж. у. Новгород. губ.), по-настоящему мучился, не мог ни спать, ни есть, катался от боли на полу (Тихвин. у. Новгород.губ.) В ситуации родовых мук мужа существует два типа: муж испытывает страдания помимо своей воли, муж изображает родовые муки (сознательно «берёт» часть боли на себя). «Я за тебе постогну, штоб мне было гэтой боли немножко». Иногда, как говорят информанты, он старался таким образом, чтобы у него родился мальчик. Согласно белорусской легенде, в прежние времена все мужья умели брать на себя страдания жён: «Вiтахмоуць, кажуць, калiсьцi былi чарадзеi. Перад родамi муж доуга глядеу жонцы у вочы, а потым знiкау з хаты, I шоу у пущчу I там крычау I бiуся аб дрэва. И жонкi раджалi лягчэй, а мужчыны, кажуць, нават адчувалi боль, яны нiбыта бралi частку пакут на сябе» (Легенды I паданнi. Мiнск, 1983, с.108.) Но и некоторые повитухи могли сами с помощью особой молитвы переносить страдания роженицы на мужа. С мифологической точки зрения роды «на двоих» (обряд Кувада) защищают ребёнка от нечистой силы, от подмены новорожденного, ещё не вполне включённого в человеческое сообщество. Таким образом отцовские «роды» гарантируют законность ребёнка, а биологическое родство санкционируется обрядом [11].