Решила, что в этой теме будет уместно.
Энергоинформационное воздействие орнамента
(фрагмент)
Марина Качаева
Идея психофизического влияния символов на организм человека известна давно. Собственно, к ней восходят древнейшие магические практики различных народов мира, использующие в своих нуждах те или иные знаки и узоры. С точки зрения современной парапсихологии, оптическое и тактильное восприятие орнамента человеком обуславливает создание психикой определённых сенсорных проекций, «объективной нематериальной реальности», способных в свою очередь воздействовать на аналогичные сенсорные проекции и ощущения его и окружающих [53]. В мировой магической практике этому наблюдению соответствовали законы подобия и соответствия (Фрезер. Золотая ветвь). Применительно к символам они утверждают: изображение желаемого состояния или явления на предмете, принадлежащем конкретному человеку, способно вызвать аналогичное состояние или результат у владельца этого предмета. Использование простейших знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства ( Максимов…), а народные утверждения о причинах украшения одежды варьируют от ученого « оберег» до деревенского « чтоб голова не болела». В северных областях России зафиксированы народные названия вышитых женских рубах – «истелельница», «исцельная» и т. д. (информация фольклорно-этнографической студии «Терем» г. Москва). Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностью кроя рубахи из целого (т.е. нерезаного) полотна – оно могло отражать магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи, как правило, расшитой. Существует ряд особых символов народного орнамента, изображаемых на одежде ослабленных или тяжело больных людей – «Жицень» (двенадцатиконечный крест), оберег из двух треугольников соединённыъх вершинами друг к другу, и т.п.
Тому, кто обладает хорошей чувствительностью и хоть однажды надевал исторические народные костюмы, знакомо возникающее при этом ощущение тепла, а порою и жара. Обычно, их относят к психической реакции восприятия ярких красок народной одежды. Но современные физические исследования утверждают: организму человека не безразлично одежду какого цвета мы носим. Цветовая гамма костюма с доминирующими оттенками красного цвета способствует повышению тонуса и защитных иммунных сил организма [55], так как, согласно современным данным, этот цвет «вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение, ускоряет реакцию и скорость движений, обладают болеутоляющими и антивоспалительными свойствами» [56, С.22].
Помимо красного, в народном костюме употребляются многие цвета – чёрный, белый, жёлтый (золотой), синий, зелёный, голубой, коричневый и даже фиолетовый.
Однако при всём этом цветовом богатстве главными цветами являются именно красный, чёрный и белый. Цвета эти также имеют свои микологические соответствия.
Так, с белым цветом связывают воздух, ячмень и овёс; с красным – небо, Солнце и пшеницу; с чёрным – землю и рожь; при этом чёрный цвет прочно характеризуется как негативный (следует заметить, что в древности, по крайней мере, на Мещере и в Каргополье, роль современного чёрного цвета играл синий, а чёрный есть позднейшее наслоение). Действительно, согласно «Этимологическому словарю» М.Фасмера, слово «синий» восходит к древнеиндийскому cyamas – «чёрный». Более того, и на ранней стадии развития языка эти два понятия не различались. Добавим также, что синий цвет ассоциируется с водой как стихией, первоэлементом, то есть, в конечном счёте, и с потусторонним миром.
(И. Снегирёв. Словарь русских пословиц, и поговорок. Русские в своих пословицах. – Нижний Новгород, Русский купец, 1996. – С. 484–485).
Кроме того, красный цвет символизирует также жизнь, кровь и огонь, а белый выступает цветом смерти. Траурные одежды средней полосы России – белые, иногда с небольшим включением красного (в то время как в народной культуре собственно смерть как нечто негативное не воспринимается – по народным представлениям слезы мешают умершим подняться в Небо). Характерен белый цвет и для девичьей одежды, следуя мифологическому представлению об архетипе девушки как о Небесной Пряхе, Богине Неба и Судьбы, владычице жизни и смерти. Из-за этих представлений девушка не допускалась к печи, жатве и роженице. В то же время для женского костюма (архетип родильницы, матери-Земли) ведущий цвет – красный. В современной психологии белый свет связывается с желанием «освобождения от неприятных обстоятельств» [56, С.16]). Чёрный цвет, поглощающий все цвета спектра, великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все лечебные свойства цвета и рекомендуется в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем (там же, С.19).
Жёлтый (золотой) цвет считался в древности признаком потустороннего мира [78] и связанного с ним золота, а, следовательно, богатства. Не случайно именно в этот цвет окрашивали яйца в семицко-троицком обрядовом цикле. Как показывают современные исследования, жёлтый цвет стимулирует деятельность мозга, увеличивает скорость зрительного восприятия, остроту зрения; приносит бодрое, веселящее возбуждение и успокаивает отдельные виды женских психоневрозов {препятствует колебаниям в состоянии здоровья [56, С.26]. Зелёный цвет способствует концентрации внимания, нормализует кровяное и внутриглазное давление, создаёт несильный, но прочный подъём умственной работоспособности и в то же время слегка успокаивает [там же, С.28]. В народном костюме он, как правило, употребляется в очень незначительном количестве, чаще для верхней, тёплой одежды. Синий цвет снижает мускульное напряжение, обезболивает, восстанавливает силы [там же, С.32]. Это один из любимых и особых («сакральных») цветов. Понёвы синего цвета в Мещере носили по большим праздникам [44, С.80]. Там же синюю «вздевалку» (род верхней одежды, промежуточный между кофтой и рубахой) носили «вековушки» – старые девы; в других районах Рязанского края включение в одежду синего цвета означало где замужество, где, наоборот, вдовство. Синий цвет здесь часто замещал чёрный и коричневый. Последний в современной интерпретации является цветом земли и способствует расслаблению и отдыху от собственного сознания [56, С.25]. Очень редко и в незначительных количествах в средней полосе России костюм включает фиолетовый цвет, в небольших дозах увеличивающий органическую выносливость сердца, лёгких и кровеносных сосудов при резком понижении работоспособности [56, С. 03], в то время как в Северных регионах он распространён достаточно широко.
Таким образом, по нашему мнению, в народном костюме господствует выбор определённой цветовой гаммы, способствующей оптимальному функционированию человеческого организма в зависимости от местности и половозрастной принадлежности. Но только цветовыми характеристиками влияние «украс» на состояние человеческого организма не исчерпывается.
Очевидно, что ритмические характеристики узора будут выступать важной составляющей этого влияния. Наиболее ярко воздействие и роль ритма можно наблюдать на женских паневах. Напомню, что число клеток-«глазков» на полотнище паневы отражало детородные возможности женщины: вдовы, солдатки и жены послечадородного возраста носили паневы в редкую клетку. Однако ширина полотнища ткани определялась техническими возможностями ткацкого стана и была примерно одинаковой независимо от региона изготовления – 35–40 см. Разделяющие его клетки-«глазки» закладывали вполне определенный ритм с четко заданными частотными характеристиками, которые, скорее всего, помогали женскому организму справится с проблемами этого возраста. Более того, женщина в ряде областей надевала послечадородную печальную понёву с момента брака старшего ребенка. По народным понятиям рождение детей у супружеской пары, после брака первенца, считалось неприличным, и жена торжественно передавала свой пояс невестке или выходящей замуж дочери, символизируя передачу плодовитости. Учитывая репродуктивные возможности женщины, можно подсчитать, что этот обряд приходился примерно на возраст в 35–40 лет и сопровождался изменением ритмических характеристик орнамента полотнищ поневы. Не избавляло ли это изменение женщину от возможной «внеплановой» беременности и рождения слабого, физически неполноценного ребенка, какими часто бывают поздние дети?
В узорах бранного тканья, украшавших детали костюма, полотенца и скатерти присутствовали уже очень сложными ритмы, заданные самой формой символов.
Внимательно рассмотрев схему любой орнаментальной композиции, выполненную на клеточной сетке с соблюдением принципа равновеликости узора и фона, можно заметить возникающее при взгляде на рисунок искажение фоновых линий сетки. Оно создаёт иллюзию объёма, «выброс» (давящее воздействие) в местах пересечения линий узора, «засос» (оттягивающее воздействие) в ромбических композициях и неравномерное искажение (размывание формы) в рисунках с изображением волны и волют. Так проявляется оптическое отражение механизма воздействия слабых (или энергоинформационных, как принято сегодня говорить) полей напряжения, создаваемых контурами рисунка.
В результате их сочетания в орнаментальной композиции возникают гармонично сочетающиеся перепады полярности объёмов искажения: от выбросов до засосов при общем размывании формы. Принцип смены направления движения (смены полярности) хорошо известен в природе. Он лежит в основе работы сердечной мышцы человека, внутренняя форма которой за счёт периодической смены электромагнитной полярности крови обеспечивает постоянную скорость тока крови. Будучи нанесён на прилегающую к телу ткань, равновеликий с фоном орнамент подействует на подкожные капилляры, стимулируя ток крови и обменные процессы в близлежащих тканях тела человека .Возможно, что орнамент в состоянии каким-то образом изменять электростатическое напряжение на поверхности кожи или в подкожных покровах за счёт создания физических полей сложной конфигурации.
В результате психическое и физическое состояние человека будет меняться в зависимости от конкретных свойств конкретного символа. Вносит свою лепту и подсознание, хранящее в родовой памяти основные мифологические архетипы и их символы.
(…)
В отличие от мужчины, женщина большую часть жизни проводила в доме, под защитой родовых стен, увешанных полотенцами-оберегами, нередко покрытых затейливой резьбой. Вспомните, с какой тщательностью выбирали место для традиционного дома: учитывалось наличие водяных жил, типы почв и т.д. Это сводило к минимуму необходимость защиты от внешнего негативного воздействия. Поэтому женские пояса либо крайне примитивны и представляют собой чередующиеся цветовые полосы и пятна, как в казацкой традиции, либо вибрационный ряд их узоров построен по другому ритму, скорее всего, призванному стимулировать защитные силы женского организма и поддерживать детородные функции. Не случайно с окончанием детородного возраста женщина передавала свой пояс невестке или дочери. Девичьи пояса часто сочетают в себе оба вышеуказанных принципа воздействия вибрационного ряда, что обусловлено активным перемещением во внешней среде (хоровод, сенокос и т.п.).
Интересные наблюдения даёт региональное сопоставление вибрационных рядов и типов узоров с местными геоклиматическими условиями.
Так, употребление свастики (ярги, коника) – символа, обладающего мощным торсионным полем и оригинальным вибрационным рядом с шестигранной решёткой, приобретает массовый характер в местах, изобилующих озёрами, лесными болотами, подземными водяными жилами. Характерным примером является Касимовский район Рязанской области, где всевозможные виды свастик буквально покрывали народную одежду с головы до пят. Кроме того, данный регион характеризуется аномальной геодинамикой и из-за состава земных пород обладает повышенным естественным радиационным фоном. Здесь пролегает геологический район. называемый Окско-Цнинским валом, характеризующийся мощными каменноугольными отложениями и известняками с развитым карстом (подземными пустотами) (И.М. Дворов. Природные ресурсы Рязанской области, М., Наука, 1965. с.41–43.). Его территория практически совпадает с ареалом распространения знаменитых свастических понёв, уникальных и характерных только для данного региона.
В других районах Рязанского края свастика встречается относительно редко, ведущая роль принадлежит здесь символам – орепею, рогатой т.д. Возможно. что близкие геоклиматические условия, имеющие место в некоторых районах Уральского региона, Смоленщины, Балкан и т.д. сопровождается аналогичным массовым употреблением свастики в народной культуре, наблюдаемом на этих территориях.
Орнаменты меандрового S-образного типа, похоже, так же характерны для территорий, в пределах которых отмечают большое количество геологических аномалий. Вспомним, что меандр, как и свастика – излюбленный орнамент о. Крит и материковой Древней Греции, т.е. региона с бурной вулканической деятельностью и большим напряжением внутренних горных пород. Кстати, чистый меандр на территории европейской России в народной одежде не встречается, зато нередок в Крыму и на Кавказе; а зона широкого распространения S-образных композиций в народной одежде близка к территории Курской магнитной аномалии, а также Кольского полуострова.
Автору удалось проследить наличие одинаковых фрагментов вибрационного поля у узоров, выполненных на разных предметах в разных местах одного региона (Калужская область). Фрагменты задавали специфический ритм, очевидно связанный с геоклиматическими характеристиками относительно большой территории.
45 % всех известных мне узоров, бытовавших в конце ХIХ – начале ХХ вв.на территории Пермской области содержат характерный ритм: 6-3-6-9, абсолютное большинство узоров Архангельского края включает ритм 9-3-3-3-9. Последний прослеживается в % случаях на территории Пермского края, что, по-видимому, отражает наличие каких-то общих структур земной поверхности.
Современная наука рассматривает биосферу Земли как «целостный суперорганизм, обладающий нелинейной резонансной системой восприятия информации, вложенной в гравитационное и электромагнитное поле Космоса… самоорганизующуюся колебательную систему (Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Том 1. Свойства биосферы и ее внешние связи // Под ред. Н.В. Красногорской. СПб, Гидрометеоиздат,1992, с.209.) Изучено явление биогеосферного резонанса колебательных физиологических и биохимических процессов жизнедеятельности организмов и частот геофонового микросейсмового шума Земли в пределах 0,1–50 Гц.
В организме человека он проявляется « возрастанием амплитуд колебаний активных биомеханических цепей мышечных тканей» в диапазоне 5–20 Гц (там же с.208–210). вызывая различные психофизические реакции. На мой взгляд, этим частотным характеристикам и соответствуют ритмы вибрационных полей текстильного народного орнамента, очевидно корректирующие резонансный отклик организма человека в желаемую сторону в зависимости от конкретной ситуации.
Таким образом, можно предположить, что вибрационная спираль узора народной одежды представляет собой уникальный колебательный контур, согласующий естественные колебания как электромагнитного поля человека в целом, так и отдельных внутренних органов, и электромагнитное поле Земли (а через него, возможно, и другие электромагнитные поля Вселенной). Он состоит из суммы некоторого числа сферических колебаний, как правило, имеющих одинаковую амплитуду при разной частоте и направленности (к человеку и от него). Происходит их взаимная гармонизация. В итоге возникает гармоническое колебание определённой частоты, выраженное раппортом узора, а узлы новообразованной решётки организуются по принципу золотого сечения.