Модераторы: МИА, Медовая Пчёлка, Василиса Микулишна, asun
Помню, в юности уверенность и вера в себя представлялись настолько важными качествами, что казалось, без них в жизни не получится ничего.
А сегодня, я вижу, что уверенность и вера в себя - это глупость и возможно, в будущем будет рассматриваться психиатрами как патология.
Если по аналогии с компьютером, мозг является носителем или "железом", а мысли, убеждения, представления о себе и мире - "софтом", установленными программами, то разотождествление с программами и отождествление с самой нейросетью мозга- мне представляется настоящим прорывом к тому, что называется "быть собой". Потому что, сама нейросеть и мозг -уникальная форма. А мысли и убеждения - это синтез программ из внешней и общей культуры.
Любая информация в мозгу фиксируется через передачу нейромедиаторов между нейронами. И если, такая передача происходит часто, то между нейронами вырастают реальные физические контакты - шипики. Они фиксируют связь очень надежно. Так закрепляются базовые навыки, вроде хождения, речевого навыка и других. Так же фиксируются и ассоциативные связи, описывающие нам нас самих, окружающих и взаимоотношения.
В таком самосознании нет никакой уверенности. Потому что видишь, что нет никакого фиксированного "я", кроме набора представлений о том персонаже, который формировался всю жизнь, получая все новые и новые грани по мере получения сенсорного опыта и информации о себе.
Начиная от таких простых установок, как имя, пол, национальная принадлежность и заканчивая такими сложными и противоречивыми аспектами, которые все мы получаем, вступая в разные отношения с другими такими же нейросетями. Сейчас я могу сказать, что являюсь "сформированной личностью". И этот миф - Даниил Трофимов существует не только внутри моей нейросети, но также и в головных компьютерах моих близких, знакомых и даже малознакомых людей.
Совокупность данных, хранимых об этом персонаже в мозговых нейросетях человечества позволяет быть уверенным в существовании самого персонажа, а так же его характеристик и качеств. И чем больше людей глубоко знает меня, тем большую глубину и противоречивость имеет мой персонаж.
Кто я для себя?
Внутри меня живут точно такие же версии других персонажей и моя версия о взаимоотношениях этих персонажей с центральным для меня персонажем. Таким образом попытка ответить в уме на вопрос кто я для себя - это просто выведение средней оценки соотношения центрального персонажа - моей личности с другими персонажами - моим окружением. Это все очень гибко, так как и сами персонажи и их отношение к моему, мне не известны. Располагать приходится только проекциями и версиями.
С этой перспективы, у физической формы (тела, мозга) есть неоспоримое преимущество в звании истинного я, так как сам мозг существует независимо от того, знают ли о нём другие, и даже осознаю я его или нет.
Забавно, что то, чему нас всех обучают в детстве, формируя нашу личность и становится нашей тюрьмой.
Теперь для освобождения от тесных представлений о себе и других, приходится не только пересматривать жизненные основы, идеалы и ценности, но и даже усомниться в самом себе.
Мнимая нами личность и ее атрибуты больше говорят о том, кто на нас влиял, кто записывал программы в ваш мозг, кто воспитывал нас, что мы видели, с кем говорили и где были, нежели к нашему истинному я.
Но что же такое это истинное я? И можно ли описать истинное я языком ложного я?
Когда мы видим солнце, мы всегда знаем, в какой стадии своего небесного пути оно находится. Мы легко отличаем рассветное солнце от солнца в зените или на закате.
С нашей же собственной жизнью мы так, увы, не можем.
Привычный ход вещей подсказывает, что если вы молоды, то впереди вас ждет еще длинная жизнь. Однако, мы знаем, что так бывает не всегда. И то, что вы сегодня ощущаете как самое начало и рассвет своего пути, возможно является зенитом или закатом.
Смерть - это не локальное разовое событие. Можно прислушаться и услышать, как она присутствует здесь всегда. Я делаю вдох, а она делает выдох прямо в меня.
Мы привыкли с детства противопоставлять смерть жизни, наделяя её пугающими атрибутами, вроде популярного образа старухи с косой. Но смерть - это часть жизни. Она ни разу не отходила ни на шаг, готовая принять нас в свои объятия, как только доиграет музыка нашего жизненного танца.
Смерть любимых людей шокирующим образом напоминает нам об этой близости и неизбежности, в которую мы идем день за днем. Увлеченные своими делами, приоритетами и целями, не будучи в состоянии остановиться в этом делании, чтобы просто осмотреться и обнаружить себя живыми.
Расставания с любимыми, разрушение прежних союзов - переживаются нами подобным образом. Для мозга, который лишается регулярной стимуляции определенных нейронных кластеров нет разницы, умер ваш близкий, уехал в другую страну или просто прекратил общение. Это потеря.
Потери за потерями. В какой-то момент кажется, что жизнь - это череда потерь. Все что приходит в нашу жизнь, все к чему мы привыкаем и привязываемся, что успеваем полюбить. Все это уйдет.
Есть ли тут что-то, на что можно положиться, что-то устойчивое. Если даже мое собственное тело с годами трансформируется и увядает. Где мои волосы? Где моя улыбка, которая всего 10 лет назад была такой юной?
Я не просто иду к смерти, которая произойдет один раз где-то в будущем. Я умираю постоянно, ровно столько же, сколько и живу.
Сколько себя помню, всё постоянно менялось, как сюжеты фильма. Люди, занятия, убеждения, увлечения, концепции и мысли, физическая форма, энергетический тонус, чувства.
Не менялось только то, что все это созерцалось чем-то или кем-то внутри меня. Кажется, эта часть осталась такой же, как в детстве.
Это что-то, что смотрит все эти перемены. Не оценивая, словно объектив камеры. Оно настолько глубоко внутри моего существа, что даже моя человеческая природа, тело и мысли являются чем-то внешним и наблюдаемым для него.
Это, кажется, и есть истинное я. И похоже, что оно не может умереть, так как не принадлежит миру формы. Но, в то же время, оно не может себя осознавать без этого скафандра, который сейчас пишет этот текст. Все чувства, ощущения и мысли рождаются уже в самой форме, а наблюдатель только смотрит их. Для этого "Я" даже времени нет. Чистое присутствие. Отсюда видно как проносятся мысли, но они тоже ощущаются чем-то внешним, наблюдаемым.
Я хотел написать пост про другое, но в последних двух абзацах я провалился в это качество присутствия и теперь та тема, о которой я хотел написать кажется ерундовой и неинтересной. На этом закончу.
Вернуться в Статьи, книги, фильмы, музыка
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19