Мне понравилась эта рецензия (не мое, но красиво написано, начинаешь вспоминать фильм и задумываться):
Эх, раз пошла такая пьянка , напишу-ка и я про то, что можно (и нужно) увидеть за «красивой картинкой и плоским содержанием».
Назову свой опус так:
«Мифопоэтические основы фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»
Сюжет «Аватара» - прост. И вечен в своей простоте.
Вечный сюжет: борьба добра и зла.
Вечная мифооснова: Душа мира.
Вечный спор: цивилизация и стихия, обыденное и сакральное.
Два мира «Аватара» - Земля и Пандора – это не только две разные планеты. Это диаметрально противоположные и не пересекающиеся культурные пространства. Причем эти пространства можно проецировать не только в область научной фантастики, но и в сферу общечеловеческих ценностей, на всю нашу жизнь.
Земля – это индустриальная цивилизация, это - аналитика, чувственный опыт, рациональное познание. Здесь нет места сакральному, сакральное выведено на уровень абсурда («Это просто деревья. Здесь, куда ни плюнь, попадешь в какую-то священную хрень» - за точность цитат не отвечаю).
Человек в этом мире существует сам по себе, отдельно от мира. Он ставит свои – исключительно свои, частные – цели, и, естественно, одна из главных целей человека в механистическом мире – нажива.
Окружающий мир для человека цивилизации – враждебен, страшен в своей неизвестности, это нечто ему противостоящее, с чем надо бороться, но никак не жить в единении (Землю уже обезопасили, она нейтрализована, мертва; теперь надо «познавать» Пандору - вспоминайте инструктаж по технике безопасности: как только ты вышел за пределы станции (=Земли), ты попадаешь в ад, тебя тут же покоцают, как несчастного духа). Мир этот надо исследовать, освобождать от неизвестного (=опасного), его надо использовать так, как желает человек с его сиюминутными потребностями.
Человек в таком мире не свободен, он ограничен – и самой привычкой к цивилизации (снег выпал – город встал), и ситуативным сознанием, не способным видеть глубже, чем то, что лежит на поверхности (ср. у На’Ви: «Я вижу тебя» = я понимаю, я вижу твою сущность, твои мысли, поступки, вижу тебя – личность, а не тебя – картинку), и даже своим биологическим несовершенством (в случае Джейка Салли это биологическое несовершенство гипертрофировано – он инвалид).
Пандора же – это мир чистого мифа.
Пространство мифа – это мир архаический, первобытный. Основное его свойство – целостность.
Здесь все слито воедино: индивидуум – коллектив – мировосприятие – восприятие себя в мире. Не каждый сам по себе, как у нас, цивилизованных. А каждый – во всем и все – в каждом.
Это как раз то, что в мировых мифологических системах предстает в образе Души мира (панпсихологизм, кому интересно).
Душа – во всем. Это начальная ипостась всего существующего, это - реальное единство всего сущего. Грубо говоря – откуда все вышло, с чем/в чем/где живет и куда уйдет. Это та энергия, те волны, про которые рассказывает Джейку Найтири, та сеть, к которой могут подключаться все пандорианцы, это Эйва. Но рациональный разум человека не может воспринимать эту «хрень», поскольку «рацио» делит, а надо объединять.
Мифологическая реальность исключительно сакральна, здесь действительно – куда ни плюнь, попадешь во что-нибудь священное.
Жизнь – как ритуал, поэтому обязательны вождь и жрец.
Структура мифологической реальности такова: некое ритуальное пространство с центром + периферия (схематично: основная окружность с точкой в центре + множество расходящихся кругов).
Ритуальное пространство – это место, где живет община (селение, очаг, дом.... дерево.
Из отдельных составляющих (различные кланы) слагается общая канва человеческой среды (пандорианцы).
В центре общего мифологического пространства всегда располагается сакральная доминанта (Эйва).
На периферии же, по мере отдаления от центра, ослабевает действие защитных сил и вырастает опасность – вплоть до перехода в потустороннее пространство (в сказках это лес с Бабой Ягой (костяная нога, между прочим, потому, что она – мертвая ), это «за тридевять земель», где живет Кощей (опять же мертвый, поэтому и бессмертный) – и это станция «небесных людей» и их карьер = мертвая земля).
Сакральный же центр во всех мифопоэтических универсальных концепциях мира – это Arbor mundi, Мировое Древо, Древо жизни (ну, или его варианты – «ось мира», «мировой столп» и т.п.).
В «Аватаре» Древо Мира предстает в нескольких образах.
Во-первых, гигантское дерево, где располагается деревня аборигенов (дерево = вселенная, не случайно показано, что кто там только ни живет, это целый мир + мы не видим ни корней, ни кроны, т.е. это ось, связывающая верх и низ).
Во-вторых, естественно, - это дерево Эйвы.
Мировое Древо, помимо того, что моделирует космологическую структуру мира (как раз вот этот верх-низ, небо-земля), также служит и связующим звеном между Вселенной (макрокосмом, Душой мира, Эйвой) и человеком (микрокосмом). Это точка, место их пересечения. Это ось прошлое-будущее, это систематическая картотека, кладовая знаний об окружающем мире (от «времени первых песен» до настоящего – а потом в будущее). Поэтому, «подключившись» к Эйве, можно услышать всех живущих, живших и тех, кто еще не пришел в мир. Это та «родовая память», которую собирается уничтожить Куоритч.
Естественно, человек, живущий в таком мире, отличается от человека цивилизции, поэтому для «цивилизованных» он – чужой, дикарь, «обезьяна» с примитивным сознанием и без знаний об электричестве.
Первобытный человек живет в единстве с окружающим миром, он от этого мира неотделим. Он рождается в этот мир, живет, уходит из него и рождается вновь. Это «дитя природы» во всех смыслах; он не отделяет себя от природы, от Вселенной, он – сын Земли, причем сын любящий и чтящий свою мать, поклоняющийся ей (какие экскаваторы??? какие карьеры??? даже «волка» убить нельзя, потому что он – твой брат).
Кэмерон берет классический образ «дикаря»: обнаженность, немеханические орудия, ритуальная раскраска и украшения (и не обязательно проецировать это на индейцев – всех берите, и африканцев, и австралийских туземцев, и проТчих ), но поэтизирует этот образ до невозможности: трехметровый рост (привет теософам с их атлантами и гиперборейцами), огромная сила, нечеловеческая ловкость, первобытная смелость, приятные пропорции, абалденные глаза и остроконечные ушки, просвечивающие на солнце (вот даже не знаю, какой мне Джейк нравится больше – человеческий или синий с хвостом).
Опять же – как ярко чувствуется разница между пандорианской красотой свободы и человеческой немощью, когда Джейк возвращается в свое тело. Это ведь не просто ощущения человека, по воле случая ставшего инвалидом, которому вдруг, на пару часов, вернули ноги. Это – метафора, если хотите: все мы инвалиды, мечтающие о свободе, поэтому летаем во сне и, раскрыв рот, смотрим, как оматикайи носятся на своих икранах. "Охренеть" (С)
Мифологическое пространство – замкнутое, иерархичное, попасть в него можно только посредством инициации.
Это способ перехода на какую-либо новую ступень развития в рамках этого замкнутого общества. По сути своей, инициация – это ритуал умирания: человек умирает в своей прошлой ипостаси и вновь рождается в новой (умирает мальчик, рождается воин). Поэтому во многих культурах обряд инициации связан с мучительными или опасными для жизни испытаниями.
Джейк Салли проходит инициацию дважды.
Сначала его малое посвящение (назовем так), т.е. обычный путь мужчины племени: ученичество (а оно обязательно включало в себя не только физическую подготовку, но и образовательную, в том числе, знакомство с мифами племени, которые ученикам должны были поведать посвященные), далее - испытание и переход в новый статус (как знак достигнутой зрелости – разрешение жениться, чем Джейк и спешит воспользоваться, на радость Найтири и зрителям ).
Большое же его посвящение – это обретение не нового статуса, а новой жизни.
Ученичество его состоит в том, что ограниченный человек цивилизации обретает духовное богатство мира Вселенной. А далее – тут все происходит ну просто по канонам ритуала: 1. «выделение индивида из общества» (Джейк – изгой), 2. «пограничный период, во время которого герой подвергается испытаниям», подвиги (война), и 3, последнее - «возвращение, ре-инкорпорация в новом статусе».
Старый Джейк Салли – человек - умирает, а рождается новый – воин оматикайя, синекожий красавчик и вождь племени.
Но это - уже другая история. Подождем.....
ЗЫ: Я не знаю, что именно, какие труды по мифологии, Кэмерон читал при написании сценария, но то, что он все-таки что-то читал, по-моему, очевидно .
Надеюсь
http://www.forum.littleone.ru/showpost. ... tcount=393