Моего ничего не беспокоило, не выговаривал Л и Р.
Бабушка провела беседу, что лучше выговаривать, ходил с бабушкой в 6.5 лет к логопеду (в Иванове, когда гостил у неё), суперпрофессиональная пенсионерка в соседнем подъезде. Занимался охотно (ещё год назад, думаю, он бы не стал слушаться эту авторитарную женщину), его очень хвалили, мы придумывали кучу интересных фраз, веселились все, короче.
Р поставили летом за два приезда, между ними упражнялись по чуть-чуть, после немного следили.
Л мягкое стал сам выговаривать неожиданно в 7 лет.
Осталось Л твёрдое, когда соберёмся (не специально к логопеду, конечно, а к любимой бабушке) поехать, поставим его.
Моя мама не выговаривала Р, потом, в 10 лет, прочитала в журнале, который выписывали родители, как научиться, и сама занималась и научилась.
А та логопед занимается с парнем 24 года, он актёр
и ему надо
у него многие звуки хромают. Но она жаловалась, что он ленится, а если человек сам не хочет, то толку не будет.
Итого, моё мнение: паника вредит больше, чем дефекты дикции. Заниматься надо тогда, когда человек сам хочет исправить. И не давить, на игру переводить.