О пользе рисования для детей.

Модераторы: Бегущая вода, МИА, Boo-ka, Елизавета Юрьевна, Оkсанa, Ола-ла

Lesa
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс 23 авг 2009, 21:15
Откуда: Москва, м.Университет, Университетский проспект

О пользе рисования для детей.

Сообщение Lesa » Чт 09 фев 2012, 19:51

Стали мы ходить с дочкой на рисование. Я в восторге от методики. Они там рисуют что угодно, а в их работах педагог находит элементы гениальности, например кто-то закрасил весь лист, кто-то смешал краски, кто-то нарисовал картину с радостным настроением и т.д. В принципе можно что угодно накалять и там найти элементы великого искуства. Постепенно дети осваивают, как бы открывая в своих работах азы живописи.
Нам педагог прислал замечательную рассылку о пользе обучению живописи и о том как стимулировать интерес к живописи ребенка. Ниже копирую его посты. Думаю, что будет интересно почитать.

Что дают занятия живописью и, вообще, рисование для детей?

1. Формируется самоидентификация, самовыражение у детей - «я тот, кто рисует». Здесь важно, что он не только тот, кто только «хочет или не хочет», а ещё и тот, кто «умеет что то, и делает». И это формируется с самых малых лет. Человек привыкает к тому, что он может идентифицировать себя через действие, через дело.
2. Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.
3. Когда ребёнок рисует, в конце концов, он получает результат. Ребёнок в процессе рисования экспериментирует, играет, и у него получается рисунок – конечный, видимый всеми результат его деятельности. Если же он играет с игрушками, видимого результата его деятельности нет. Поиграл, куча игрушек осталась. Никакого результата, кроме разбросанных игрушек. А здесь в конечном итоге, помимо формирования навыка обращения с новыми предметами, вырабатывается ориентация на результат.
4. Следующий момент достаточно понятный – ребёнок благодаря занятиям живописью приобщается к общечеловеческой культуре. Если мы говорим с ним об этом, показываем произведения искусства, картины, мы тем самым показываем значимость искусства и культуры в целом для нас и для других людей. Прицепляем «вагончик» - ребёнка - к этому «паровозику» - культуре.
5. У ребёнка появляется большее количество интересов. Люди с малым количеством интересов, чаще подвержены депрессиям, больше склонны к асоциальному поведению. Частые причины капризов детей – это «нечего делать», «не умею ничего делать», «не умею выражать свои эмоции, чувства».
6. Плюс к этому идёт структурирование времени. «Я могу себя чем-то занять» - для ребёнка это тоже важно, потому, что ему тогда не скучно. Ребёнок в процессе занятий учится структурировать своё время.
7. У ребёнка формируется творческий подход к реальности. Почему, откуда берётся творческий подход к реальности, если человек рисует? Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов, а значит, учится вариабельности.
8. У него совершенствуется воображение и пространственный интеллект. Большинство людей, не приобщённых к искусству, видит всё достаточно плоско.
9. Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются рисованием, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать и свою жизнь и деятельность более эффективно, простраивать их на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
10. В результате занятий нарабатываются визуальные стратегии поведения и множество новых поведенческих реакций. Сравните, «я чувствую и делаю» и «я вижу и делаю» или «я чувствую, вижу и делаю». Это соответствует разным отношениям к реальности, к жизни, и к своим действиям. При использовании только кинестетического канала восприятия и обработки информации возможности у ребёнка меньше и, зачастую, ему для того, чтобы думать, необходимо подвигаться.
11. Занятия живописью также являются важным элементом подготовки к школе. Помимо всего прочего, занятия способствуют также развитию мелкой моторики.
12. Плюс к этому, так как ребёнок сидит и выполняет свою работу какое-то время, сидя за столом, и делает это с интересом, то он постепенно привыкает к дисциплине.
13. Важно правильное проведение занятий. Если человек, который проводит занятия, не показывает своего недовольства и не говорит ребёнку: «Вот ты всё неправильно нарисовал», а, напротив, поощряет его к самостоятельности, то ребёнок перестаёт бояться ошибок. Живопись – это сплошной эксперимент, и ошибок в нём быть не может по определению. Любые результаты в ней положительные, поскольку из «ошибки» можно всегда сделать нечто удивительное. «Ошибка» - это начало нового эксперимента. Ребёнок проводит эксперимент, значит, он творчески подходит к делу, развивает свою креативность, познаёт многообразие мира. В таких условиях ребёнок становится более восприимчивым к новому, и, значит, становится более успешным в обучении.
14. Потом – умение интерпретировать то, что получилось.
15. А раз ребёнок уже умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться и ассоциативное мышление.
16. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также находить тонкие различия, т.е. способность сравнивать и обобщать.
17. При рисовании совершенствуется умение концентрироваться на одной цели в своей деятельности и доводить дело до конца.
18. Если мы обсуждаем разнообразные характеристики произведения, нюансы исполнения, то тем самым, мы также развиваем у ребёнка речь, умение общаться. Живопись, и сама по себе, является средством общения. Ребёнок учится передавать свои чувства, состояния, своё понимание через рисунок.
19. Совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, отображать его в условной форме на плоскости.
20. При занятиях живописью, при обсуждении художественных работ расширяются возможности для выражения ребёнком своих эмоций. В большой мере жизнь ребёнка становится более эмоционально насыщенной.
21. Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. И это очень важный момент.

Чтобы поддержать интерес ребёнка к живописи, необходимо:
• Находить в рисунках (особенно тех, где он автор), только позитивные моменты.
• Восхищаться или хотя бы показывать интерес к нюансам рисунка, акцентируясь на них и проговаривая их (это самая замечательная похвала для художника). Если мы не отметим эти открытия ребёнка, о которых он может даже не подозревать, мы не зафиксируем их в его сознании, и они могут не войти в копилку его опыта.
• Хвалить большей частью творческие находки ребёнка (даже только потенциальные), а не его самого.
• Избегать критических замечаний и всевозможных поучений в адрес ребенка. Ребёнок ни в коем случае не должен получать даже намёк или напоминание о несовершенстве его картин и его неумении что-то сделать или выразить.
• Буквально «заражать» его своими эмоциями и интересом, а не заставлять его рисовать. Рисование - это творческий процесс. Это поиск неизведанного, эксперимент. Здесь нет правильного или не правильного.
• Поддерживать интерес ребёнка к рисованию, показывая свое положительное отношение к его деятельности и к нему самому.
• Чаще обращать внимание на детали и особенности в рисунке ребёнка, на отличия одного элемента от другого, а также на их повторяемость и схожесть.
• Видеть те положительные черты, которые ребенок (в силу своего возраста), возможно, пока не находит в своих рисунках, и рассказывать ему о них.
• В своей оценке идти от работ ребёнка, а не от наших представлений, желаний и возможностей на данных момент.
• Сравнивать работы ребёнка только с его предыдущими достижениями, чаще (но не всегда) отмечать положительную динамику в его работах. В то же время не стоит сравнивать его работы с работами других детей, но, найдя какой-то удачный момент в других работах, желательно воспользоваться этой находкой, если она ребёнку интересна и понравилась. Это относится и к работам профессиональных художников, на которые мы смотрим вместе с детьми. Нам важно добиться, чтобы ребёнок обучался у них, а не культивировал в себе чувство несовершенства. Так же отмечайте те нюансы, которые открыл ребёнок и которые, вы затем увидели у признанных художников.
• Рассказывать о картинах ребёнка максимально подробно, перечисляя все его достижения, описывая свои эмоции и показывая своё положительное отношение и восхищение.
• Повторять свои положительные отзывы о картинах, об их нюансах, показывать своё восхищение ребёнку или кому то ещё и на следующий день, но чтобы ребёнок слышал всё это.
• Для нас и для ребёнка должно стать главным не столько добиться похожести изображаемого на картине на дерево, солнце, человека… и т. д., (похожесть со временем появится, если вы, вместе с ним, поставите такую цель), а умение экспериментировать, умение думать и видеть, как художник, умение пользоваться живописными средствами и приёмами. В картине, если это не иллюстрация, важным становится скорее не то, что изображено, а то, как это изображено.
София родилась 1 июня 2007.

Людмила
Богиня Муми-Дола
 
Сообщения: 4716
Зарегистрирован: Пт 24 июл 2009, 23:26
Откуда: Москва, Останкино

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Людмила » Пт 10 фев 2012, 15:57

Lesa, спасибо за информацию!
А поделитесь, пожалуйста, контактами - где такие преподватели?
Доченьки:
24.02.06
24.09.11

Танюша
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 472
Зарегистрирован: Ср 04 ноя 2009, 20:52

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Танюша » Сб 11 фев 2012, 18:39

Lesa
Очень интересно! Интересно, как при таком подходе проходят занятия? Задается какая-то тема? В чем задача педагога - только создать нужную атмосферу и стимулировать творчество? И различие еще интересно в подходе для детей разного возраста. Допустим, 2-3- летки, 4-5 летки и 7-10 - летние дети.
Дочь - 2001г

Аватара пользователя
Natashenka
Богиня Муми-Дола
 
Сообщения: 6712
Зарегистрирован: Ср 23 сен 2009, 03:09
Откуда: Россия Москва

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Natashenka » Сб 11 фев 2012, 18:47

Lesa, спасибо, очень интересно!
Сын Петя 2007
Сын Саша 2011
Дочка Таня 2017

Аватара пользователя
Солнечный круг
Королева Муми-Дола
 
Сообщения: 1145
Зарегистрирован: Вт 18 авг 2009, 16:19
Откуда: Москва

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Солнечный круг » Чт 16 фев 2012, 22:39

а мамы присутствуют на занятиях или ждут за дверью? я бы и сама с удовольствием поучилась.
Lesa
спасибо за информацию! очень познавательно и полезно!
Артемка 25 августа 2006г.
...

Lesa
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс 23 авг 2009, 21:15
Откуда: Москва, м.Университет, Университетский проспект

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Lesa » Сб 25 фев 2012, 15:14

Танюша писал(а):Lesa
Очень интересно! Интересно, как при таком подходе проходят занятия? Задается какая-то тема? В чем задача педагога - только создать нужную атмосферу и стимулировать творчество? И различие еще интересно в подходе для детей разного возраста. Допустим, 2-3- летки, 4-5 летки и 7-10 - летние дети.

У нас занимаются 2-хлетние и пятилетние. Разницы в подходе нет никакой, разве что степень усвоения и сложности материала. В начале занятия препод показывает картинки именитых художников и на их примере объясняет какое-либо понятие. Например, дети смотрят что есть фигура и фон и называют какой фон на какой картине, в другой день рассматривается понятие планов - анализируем сколько планов на какой картине. Это все занимает минут 5 от занятия. Затем берутся краски, кисточки и рисуется все что угодно. А дальше самый прикольный момент: преподаватель постоянно ходит и находит в рисунках детей удавшиеся моменты. Этот удавшийся момент он показывает ВСЕМ детям. Естественно получается, что что-то удалось у одного, а что-то у другого. Так, кто-то СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ нарисовал фон, а кто-то сделал пятно с одной стороны светлее, чем с другой. За счет того, что работа демонстрируется и хвалится ребенок просекает, что этот элемент следует повторить, а поскольку соседа тоже похвалили, то дай я тоже так попробую... ну, и рассматривание картинок в начале занятия наводит на мысль, что можно сделать, чтобы получилось как у великого художника. Молодцы у нас всегда все! Живопись по словам нашего преподавателя - это эксперимент. Всегда можно найти за что похвалить. Таким образом не только создается атмосфера эксперимента и принятие, но и постоянная обратная связь (что хорошо получилось).
Самое забавное, что я тоже включилась в этот процесс и мы теперь дома рисуем пару раз в неделю самостоятельно (дома рисую и я и ребенок). При том что я человек не только не умеющий рисовать, но и не любящий и никогда не хотевший научиться рисовать!!!!
Тема не задается. Наш преподаватель считает, что надо уходить от сюжета, от границ.... с его точки зрения живопись это игра цвета. Сюжет важен для иллюстраций, а мы этим не занимаемся. Но поскольку дети все уже привыкли рисовать что-то конкретное, то они вначале рисуют, а потом мы придумываем на что это похоже.
София родилась 1 июня 2007.

Lesa
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс 23 авг 2009, 21:15
Откуда: Москва, м.Университет, Университетский проспект

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Lesa » Сб 25 фев 2012, 15:17

Мы занимаемся по четвергам в 10-11 утра на улице Кравченко, дом 8. Это художник при центре музыкального образования Татьяны Смирновой (воспитание искусством) Валерий Алексеевич.
На занятиях мамы присутствуют. Валерий Алексеевич говорил, что он хотел создать группу для взрослых, но пока не судьба (нет достаточного количества желающих).
София родилась 1 июня 2007.

Танюша
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 472
Зарегистрирован: Ср 04 ноя 2009, 20:52

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Танюша » Сб 25 фев 2012, 20:57

Спасибо. Подход интересный. Я так поняла, что занятия ведет профессиональный художник, а не педагог?
Хочу со своими детишками попробовать так занятие провести.
Картины художников вначале, кратко что-то из техники рисования.
Я так поняла, что карандашами вы не рисуете? Только краски - гуашь, акварель? Листы А3, А4?
Удачные моменты я всегда подмечаю у каждого рабенка и показываю всем - это сама так делаю.
Дочь - 2001г

Lesa
Житель Муми Дола
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс 23 авг 2009, 21:15
Откуда: Москва, м.Университет, Университетский проспект

Re: О пользе рисования для детей.

Сообщение Lesa » Сб 25 фев 2012, 23:42

Танюша
Он и художник, и психолог. Листы А3, но иногда и А-4. По желанию ребенка. Мы на занятии обычно рисуем две картины А3, и одну А4. Другие дети только А3. Рисовать он предлагает для начала гуашью, так как в гуаши можно один объект закрасить\наложить на него другой. Он считает, что акварелью сложнее. Карандашом не рисуем, так как он учит именно живописи, а не рисованию. С его точки зрения это несколько разные вещи. Целью своих занятий он не ставит вырастить художников (для этого есть художественные школы, постановка техники - отдельная задача), его цель научить вглядываться в мир, по другому его воспринимать. Можно посмотреть на картину и ничего в ней не увидеть, а можно ее прочувствовать: увидеть плавные переходы цвета, охватить взглядом множество деталей, оценить настроение, динамичность и т.д. Мне этим и нравятся занятия, что на них не совсем учат рисовать, а чему-то иному: красоте мира, умению смотреть и видеть, эксперименту, полету фантазии и др.
Про технику он еще ни разу ничего не говорил. Только отмечал как у кого-то из детей\какого-то художника что-то получилось нарисовать. Предлагал в мягкой форме что-то попробовать, например, вначале закрасить лист, а потом на этом фоне что-то нарисовать, но не настаивал. Для меня это сложный момент, но он считает, что детям надо просто предложить одно и тоже несколько раз с разных сторон и тогда они попробуют.
София родилась 1 июня 2007.


Вернуться в Обучение, игры старше 3 лет

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0