Леминг » Ср 01 фев 2012, 03:21
Ребенку может быть психологически трудно выполнять некоторые просьбы.
Например, после игры разбросано много игрушек. Вы просите убрать. А ребенок просто теряется и не знает, за что взяться. Обычно я даю четкие указания: сложи конструктор в эту коробку, пока я убираю мозаику. Или достань все игрушки, которые упали под кровать. Или возьми эту машинку и отнеси на стойку с игрушками. Дочь действительно часто не знает, куда ей что складывать, задает уточняющие вопросы, куда ей положить то и то. Убираем вместе с двухлетнего возраста. Не разрешаю брать новую игру, пока не убрано то, что уже разбросано.
Я заметила, что метод угроз неэффективен - ребенок в конце концов устает постоянно бояться наказания (а лишение мультиков это тоже наказание) и просто игнорирует или делает с явной неохотой медленно и мучительно.
Очень хорошо выполняются просьбы, когда деть сам заинтересован в том, чтобы это было поскорее сделано. Например, она ждет, чтобы я ей почитала, но мне нужно еще убрать в комнате (об этом уже писали). Или я прошу посидеть тихонько, пока не заснет младшая, тогда я смогу позаниматься со старшей.
Собственное раздражение или недовольство нельзя все время давить в себе, но и выплескивать на ребенка нельзя. Лучше всего озвучивать (По Гиппенрейтер).
Еще важно помнить, что старшему ребенку всегда труднее. На нем ответственность больше, от него обычно больше ожидают, меньше уделяют времени и внимания по сравнению с младшим. Но тем не менее это ребенок, и это маленький ребенок - ведь пять-шесть лет это еще в сущности маленький ребенок. Часто мы об этом забываем и расстраиваемся, что ребенок не делает чего-то. В таком случае нужно просто принять его таким какой есть, показывать, что любите таким и любым.
Еще очень помогает включенность в мир ребенка. Часто мы думаем о своем, заняты своими делами, и говорим - сделай то и то. А ребенок в это время занят своими не менее для него важными делами и мыслями. Например, я нахожу не вылитый горшок, а дочь рисует космос. Я подхожу, спрашиваю - что ты нарисовала. Обычно она активно начинает мне рассказывать, я выслушиваю, не перебиваю, задаю уточняющие вопросы. Когда мы все разобрали, я говорю: дорисуй вот это и вынеси горшок, потом будешь дальше рисовать. Обычно она все делает. Это, конечно, требует времени и внимания, иногда железобетонного терпения...
Алина-Агнесса (12.07.2006)
Майя-Луиза (20.09.2010)