Лазарева Татьяна » Чт 17 сен 2009, 00:57
Апполинария, вы очень подробно и интересно все описали, спасибо.
Ходить по мешочкам с горохом – это в любом случае хорошо:)
Не стремитесь все сразу оценить, это не один раз сходить нужно, много думать и сравнивать. Для маленьких деток очень весомым аргументом в сторону «хорошо» является близкое расположение студии к дому.
Пожалуйста, не воспринимайте мои последующие слова как критику или пропаганду, это просто обмен мыслями, или может быть некоторые вещи, на которые можно обратить внимание.
Вот, про рисование кистью самой стало интересно…
Специально не стала набирать в поисковике, чтобы подумать.
Ну а если ребенок будет веточку на прогулке брать и ей рисовать на земле? Неужели это может навредить ребенку? Останавливать его в этот момент, чтоб не повредить формированию кисти? Как-то не вяжется… Да и сколько они могут рисовать, пару раз в неделю по 5 минут. А ведь есть еще восковые мелки, асфальтовый мел, и многие другие виды деятельности.
Может быть детям, ручки которых готовят к какой-то сложной не по-возрасту работе, или может быть к раннему обучению письму (методик-то много), и правда вредно давать кисти. Ну а так, если просто «делать как мама», то только кистью наиболее логично ребенку рисовать.
А вот предлагать брать краски руками – вносить сумятицу в сознание ребенка, то «ай, ручки грязные», а то можно. Некоторые дети этому даже противятся и огорчаются грязным рукам. Можно, правда, постепенно приучить ребенка рисовать руками, но некоторые считают, что это лишнее т.к. нарушит его целостное представление о мире:)
Насколько сильно нарушит – тоже, на мой взгляд, зависит от ощущений мамы и уклада жизни в семье вообще.
В любом случае, намного приятнее ручками помять пышное дрожжевое тесто или теплый ароматный пчелиный воск.
В Вальдорфской педагогике есть принципы подражания и природосообразности, есть мнение, что для гармоничного развития ребенку надо наблюдать занятого взрослого, причем занятого понятным, полезным делом. Интуитивно это многие применяют, однако наша современная жизнь стала бедна на разного рода сезонные занятия. С рождением ребенка иногда можно что-то и ввести. Мне кажется некоторые детские развивалки мало дают почувствовать годовой ритм, приобщиться к времени года, пережить его в ощущениях, цветах, запахах. Осенью есть множество занятий, которые можно делать мамам вместе с маленькими детьми, а студии иногда целый год рисуют пальчиками, только осенью яблоко, зимой елочку, весной цветочек опираясь на цель - отработку навыка, а не создать что-то полезное и красивое. Я это заподозрила, когда накопилась коробка одинаковых поделок, аппликаций и рисунков.
Про подражание вообще можно говорить бесконечно… Иногда мы, взрослые, совершаем действия, движения, производим звуки, которые ребенка поражают, врезаются в сознание, он невольно подражает им даже в непохожей ситуации. Поэтому очень важно не совершать действия не оправданные и не обдуманные. Вот, например просит воспитательница принести красные кубики. А зачем? Она сначала сама их специально высыпала? Или это они в процессе игры оказались все на полу, а просто для уборки воспитательница просит принести именно красные? Второй вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, логичнее, значит мы наводим порядок, хотя и тут есть вопросы: а почему только красные? синие в другой мешок? А если уж первый вариант… Чему мы тогда учим ребенка, какой пример ему подаем? Получается, что такой: чтобы быть в центре внимания надо подойти к ящику с кубиками, высыпать его, после стоять и чего-то просить, а когда дают, возмущаться и отказываться:)
Еще совершенно обоснованно в Вальдорфе не слушают «синтетическую» музыку, а предпочитают инструменты, по которым видно, отчего исходит звук: лира, металлофон, различные дудочки, колокольчики, трещотки, шейкеры и маракасы. Даже фортепиано не рекомендуется – слишком сильное впечатление для ребенка. Есть детишки, которые плачут от музыки, взрослые считают, что они просто так тонко ее чувствуют… Но скорее они ее просто не могут понять и принять, ведь ребенок - это один сплошной орган чувств.
Лежание на полу в детских группах часто бывает. Как малыши, так и большие, если вдруг заскучают. Нормально, если их не одергивают, или мягко попросят переместиться в уголок, если уж на ходу лежат. Совсем замечательно, если их получается невзначай увлечь общей игрой или занятием. И тут мне опять кажется важным момент занятости мамы. Если мама в этот момент увлеченно водит хоровод-игру, или накрывает на стол, или делает бусы из боярышника, рябины и грибов, то вероятность того, что ребенок ляжет на пол минимальна. А если ребенок не в духе и виснет на маме, можно сказать «дружок, я сейчас делаю свою работу, это – бусы, они осенью украсят наш дом, а зимой мы их отнесем в парк и скормим белочкам, а ты, малыш, или помоги мне или поиграй, а скоро будем пить чай и смотреть сказку». И это будет очень естественно, как в гостях, очень неплохой опыт и для мамы и для ребенка.
Кто-то сейчас почитает и скажет: ну и что делать? Не всем Вальдорф подходит, а у нас на синтезаторе воспитательница играет, мы что теперь, неправильные вырастем?
Да нет, девочки, давайте брать хорошее ото всюду!
Просто лучше знать и понимать иной раз, почему так происходит.
Я сама мама молодая, буквально делюсь с вами своими открытиями и наблюдениями.
Так что ходим везде, наблюдаем и делимся:)
Всем удачи!